Конституционный суд жалуется на Госдуму

Всего депутаты не исполнили две трети решений суда
Ключевую проблему с исполнением решений секретариат суда связывает «с затягиванием Государственной думой принятия необходимого законодательного регулирования»
Ключевую проблему с исполнением решений секретариат суда связывает «с затягиванием Государственной думой принятия необходимого законодательного регулирования» / Андрей Гордеев / Ведомости

28 постановлений Конституционного суда, требующих внесения изменений в действующее законодательство, остаются неисполненными, следует из опубликованного на сайте суда информационно-аналитического отчета его секретариата. 14 из таких постановлений приняты в 2017–2018 гг., еще пять ждут своей очереди с 2015 г., самое старое датировано 2008 г. Ситуация с каждым годом улучшается: в апреле прошлого года число неисполненных постановлений Конституционного суда достигало 35, а в 2016 г. их было 45. Но по-прежнему две трети таких постановлений остаются за Госдумой.

Ключевую проблему с исполнением решений секретариат суда связывает «с затягиванием Госдумой принятия необходимого законодательного регулирования». Все остальные участники законодательного процесса связаны жесткими сроками, а вот регламент Госдумы позволяет депутатам нового созыва отказываться от рассмотрения либо менять очередность прохождения так называемых «переходящих» законопроектов. «Именно отсутствие законодательно закрепленных общих сроков принятия федеральных законов во исполнение решений суда выступает главной причиной длительного неисполнения отдельных решений», подчеркивается в докладе. В Госдуме на различных стадиях законодательного процесса находится 17 законопроектов, разработанных во исполнение решений суда. В качестве одного из примеров «нетерпимого» отношения к делу секретариат суда приводит судьбу принятого еще в 2012 г. постановления, в котором суд разрешил конфискацию за долги единственного жилья – или по крайней мере его части, превышающей социальные нормы. В 2012 г. правительство внесло в Госдуму соответствующие поправки в Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), но обсуждение затянулось на несколько лет, а в 2017 г. депутаты отклонили законопроект. Внимательное отношение законодателей к ранее выраженным Конституционным судом в своих решениях правовым позициям могло бы снизить вероятность новых обращений, считают авторы отчета.

В Госдуме задержки с исполнением решений Конституционного суда объясняют сложным процессом согласования инициированных им изменений. Внесенные правительством законопроекты не всегда отвечают на возникающие в процессе обсуждения вопросы, признается зампред думского комитета по законодательству и госстроительству Юрий Синельщиков: порой приходится собирать большое количество отзывов, чтобы понять, как оно все будет работать.

Ситуацию с исполнением решений КС трудно назвать благополучной, говорит судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. При этом статистика не отражает полного объема случаев, когда решения суда требуют исполнения другими органами, отмечает она. То есть приходится говорить о скрытых формах неисполнения. Например, любое уголовное дело подлежит пересмотру в силу новых обстоятельств в том случае, если примененный в этом деле закон впоследствии был признан не соответствующим Конституции. Но вот уже в ГПК и в Кодексе административного судопроизводства аналогичной нормы нет, поэтому на пересмотр своего дела могут рассчитывать только заявители. Хотя для нормативного регулирования, практика применения которого изменена постановлениями президиума или пленума Верховного суда, такая возможность предусмотрена.