Узаконить наказание взрослых за участие детей в протестах будет сложно
Инициатива МВД не носит конкретного характера, считают правозащитникиРодителей и учебные заведения нужно наказывать за участие школьников в несанкционированных акциях. С таким предложением на заседании Совета по правам человека (СПЧ) во вторник выступил начальник Главного управления по борьбе с экстремизмом МВД Тимур Валиулин: «Уменьшение возраста участников нас, как ответственных за ситуацию, настораживает». Валиулин предложил подумать над поправками в законодательство, которые усилили бы ответственность не только детей, «которые не знают, на что идут», но и их родителей и учебных заведений, отвечающих за образование и воспитание подростков.
В мае против участия несовершеннолетних в несогласованных акциях высказалась председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, поручившая сенаторам изучить вопрос о законодательном запрете на вовлечение детей в подобные мероприятия.
Смысла в таких поправках нет, проблему они решить не смогут, считает зампред комитета Госдумы по законодательству Рафаэль Марданшин: «Подростки могут просто не сказать родителям, куда они собираются. Школа же вообще ограничена в воспитательной функции, и то, что происходит за ее стенами, не входит в зону ответственности учителей». Инициатива очень резонансная и МВД в состоянии само вынести ее на рассмотрение правительства, иначе получится ведомственный лоббизм, отмечает собеседник в аппарате Думы. В «Единой России» работа над подобными проектами пока не ведется, добавляет человек из фракции. По мнению сотрудника МВД, логичным было бы установление ответственности родителей и учителей за вовлечение в незаконные митинги по аналогии со статьей КоАП о вовлечении несовершеннолетних в употребление спиртных напитков. Если же такого вовлечения не было, то непонятно, за что их наказывать, говорит он.
Чистка кадров
Некоторые полицейские подразделения, в том числе занимающиеся преступлениями экстремистской направленности, ждут сокращения, сообщил на заседании СПЧ замначальника Главного управления МВД по противодействию экстремизму Владимир Макаров: «Ну дай бог, если из 3000 останется 100, – мы все равно будем довольны».
В 2017 г. в Москве прошли три крупные несанкционированные акции, организованные Алексеем Навальным: 26 марта, 12 июня и 7 октября (в регионах часть акций была согласована). После этого во многих школах учителя проводили разъяснительные беседы, записи которых попали в соцсети. Так, директор одной из брянских школ интересовалась, кто из школьников «против «Единой России», и объясняла: то, что делает Навальный, – «чистой воды провокация». В регионах в соцсетях появлялась социальная реклама, призывавшая школьников не участвовать в митингах, говорил «Ведомостям» руководитель федерального штаба Навального Леонид Волков.
Предложение МВД высказано в контексте общих рассуждений об участии молодежи в несогласованных акциях и не носило характера конкретного проекта, считает председатель СПЧ Михаил Федотов: «Чтобы молодежь не участвовала в таких акциях, надо дать ей возможность обрести культуру легальной гражданской активности. Организаторам акций и местным властям нужно научиться находить общий язык. А вовлекать несовершеннолетних в нарушение закона неправильно». Никаких законодательных инициатив нет и обсуждать нечего, говорит правозащитник Павел Чиков: «Учителей к ответственности привлекать никто не будет, так как митинги проходят во внеурочное время. А ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и так прописана в законах». Прописать такую норму «сложно, хотя и этого нельзя исключать», полагает член СПЧ Николай Сванидзе: «Но эта идея уже реализуется неформально: в отношении детей, участвовавших в акциях, идут угрозы. Хотя их сложно испугать в силу возраста, а вот через родителей на них влиять вполне возможно».