Навстречу ювенальной полиции
Почему родителей и учителей нельзя наказывать за участие школьников в митингахИнициатива МВД об ужесточении ответственности родителей и педагогов за участие школьников в акциях протеста – еще одна попытка создать неправовой закон.
Начальник антиэкстремистского главка МВД генерал Тимур Валиулин на заседании Совета по правам человека (СПЧ) заявил о необходимости законодательных поправок, усиливающих ответственность «в отношении родителей и, может, даже учебных заведений, которые отвечают не только за образование, но и за воспитание молодежи». Эти предложения отражают настроения власти, которая боится политики и одновременно пытается вести политическую агитацию там, где она запрещена.
Молодежь остро реагирует на несправедливость и коррупцию и хочет получить внятные ответы о причинах их распространения, но часто не получает их ни в семье, ни в школе, отмечает уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.
Государство стремится индоктринировать школьников, но делает это неуклюже и грубо. Часть директоров и учителей, услышав от президента, что воспитание важнее знаний, принялись ревностно выполнять указания, демонстрируя правовую неграмотность и незнание подростковой психологии. В сети немало роликов, где педагоги угрожают школьникам и родителям за участие в протестных акциях.
Член СПЧ профессор права Илья Шаблинский считает предложения Валиулина нарушением Конституции и избыточным законотворчеством. Родители и так платят штраф в случае задержания детей за нарушение правил проведения митингов. Есть также статья 5.35 КоАП за невыполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, но, вероятно, генерала раздражает маленький (до 500 руб.) штраф.
Стремительное изменение законов ради политической целесообразности в российских условиях не удивляет, как и вероятное нарушение 12, 13 и 15-й статей Конвенции ООН о правах ребенка, которые обеспечивают несовершеннолетним право на свободу выражения мнений и мирных собраний.
Вместо того чтобы облегчить правила проведения митингов и прекратить непропорциональное применение силы, власть пытается ужесточить закон. Непонятно, как наказывать педагогов и школы за выход подростков на митинги, – лишением премии, увольнением классного руководителя или, например, снижением баллов в рейтинге? Если полицейские поправки примут, это создаст простор для запрещенной в школе политической агитации. Педагог будет нести ответственность за «правильность», с точки зрения МВД, политические взгляды учеников.
Попытка решить общественную проблему полицейскими запретами – путь в тупик, уверен Бунимович. Запреты повышают уровень риска и создают ореол привлекательности участия в митингах для подростков, говорит директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ Елена Омельченко.