Знание – сила, поэтому вторично
Зачем президент противопоставляет воспитание образованиюТема работы с молодежью, вновь вошедшая в политическую повестку, продолжает занимать умы руководителей государства. Вскоре после обсуждения в Госдуме закона о молодежной политике и общения парламентариев с видеоблогерами Владимир Путин встретился с классными руководителями выпускных классов. Темой обсуждения было воспитание школьников, и президент сразу противопоставил его образованию: «Получить знания – это непросто, современные особенно, широкие знания, но это все-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи».
Безусловно, видеть в образовании только передачу информации неверно. Любые знания полезны лишь в том случае, если попадают в распоряжение личности. Но возлагать эту задачу на государство, а не на семью и среду довольно смелая претензия. Само противопоставление передачи знаний и воспитания – странный ход. То и другое происходит одновременно. Воспитание осуществляется не через внушение, но на собственном примере, говорит доцент Школы филологии ВШЭ Михаил Павловец. Поведение учителей обладает куда большим воспитательным потенциалом, чем их слова. Слова учат произносить слова; поступки – совершать поступки. Это, скажем так, технологический момент.
С этим связана характерная пустота понятия патриотизма. Благодарность родителям, «любовь к отеческим гробам» – естественные чувства, попытка внушить которые занятие безнадежное. Когда молодому человеку начинают рассказывать, как важно любить родину, он неизбежно воспринимает это на уровне идеологем. И совершенно правильно, потому что срочно перевоспитать молодое поколение понадобилось власти в срочных же политических целях, и по-другому она это делать не умеет.
«Курс на воспитание» прослеживается начиная с назначения в августе прошлого года министром образования Ольги Васильевой (она пришла из управления по общественным проектам администрации президента, отвечающего за патриотическое воспитание). Но внимание Кремля к молодежи обострилось сейчас, после митингов 26 марта и 12 июня.
И здесь мы видим действительно фундаментальную вещь. Президент случайно проговаривает учителям наболевшее. Для власти, заботящейся только о сохранении власти, жизненно важным становится ограничение информации. Примеров такой политики в России в последние годы мы видим все больше, идеология замыкания в фантастическом славном прошлом тоже отсюда. Проблема же в том, что между развитием информационных технологий, рынка и общества и развитием экономики сегодня стоит знак равенства.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)