Путин и Трамп согласовали дату личной встречи
В ходе телефонного разговора президенты прошлись по повестке. Сирия и корейский вопрос вытеснили Донбасс из списка приоритетовПервый телефонный разговор президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа после американских ударов по Сирии и третий с момента инаугурации хозяина Белого дома состоялся 2 мая. До этого Путин поздравлял Трампа с победой на выборах, а Трамп соболезновал Путину по случаю теракта в Санкт-Петербурге. Фактически это была первая рабочая беседа. В Кремле ее расценили как «конструктивную и деловую», в Белом доме назвали «очень хорошей». Госсекретарь США Рекс Тиллерсон, находившийся рядом с Трампом в ходе беседы, счел ее конструктивной. «Это был очень, очень наполненный звонок, с подробным обменом мнениями. Так что посмотрим, к чему мы придем», – приводит его слова Politico.
Лидеры высказались «в пользу организации личной встречи в привязке в заседанию саммита «группы двадцати» 7–8 июля в Гамбурге», говорится в сообщении Кремля. Ранее эту возможность озвучивал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. В заявлении Белого дома по итогам беседы президентов о предстоящей встрече не упоминается. «Тема обсуждалась, но никаких обязательств принято не было», – сообщает ТАСС со ссылкой на ответ заместителя помощника Трампа по нацбезопасности Майкла Антона.
Как ранее писал «Коммерсантъ», дипломаты прорабатывали возможность более ранней встречи – в период с 25 по 27 мая в одной из стран Европы, куда Трамп мог бы выбраться между саммитом НАТО в Брюсселе и G7 в итальянской Таормине. Этот вариант рассматривался после визита в Москву Тиллерсона 12 апреля, но, похоже, стороны решили не форсировать события.
О планирующейся телефонной беседе Трампа и Путина за несколько часов до самого разговора сообщало Reuters. В качестве главной темы была заявлена Сирия. Пресс-службы лидеров по итогам беседы это подтвердили. «Президент Трамп и президент Путин согласились, что страдания в Сирии продолжаются слишком долго и что все стороны должны сделать все, что в их силах, чтобы положить конец насилию», – говорится в сообщении Белого дома. Кремль заявил о намерении «закрепить режим прекращения боевых действий» и создать предпосылки к «запуску реального процесса урегулирования в Сирии». О проделанной в этом направлении работе президентам оперативно будут докладывать главы внешнеполитических ведомств. США заявили о планах направить своего представителя на переговоры о прекращении огня, которые состоятся 3–4 мая в Астане. Накануне о них говорили министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь Рекс Тиллерсон.
После визита Тиллерсона в Москву агентство Associated Press сообщало, что глава американской дипломатии передал Путину основные принципы плана Трампа по сирийскому урегулированию. В Кремле это опровергали. Запад обвиняет Москву в поддержке президента Сирии Башара Асада. Кремль настаивает, что Путин Асаду не адвокат, но политическое будущее Сирии – дело ее собственного народа.
В ходе беседы Путин и Трамп также затронули корейский кризис. Российский президент призвал коллегу «к сдержанности и снижению уровня напряженности». «Условлено наладить совместную работу, ориентированную на дипломатические развязки по комплексному урегулированию проблемы», – отмечает Кремль.
Едва ли не впервые с 2014 г. в общении лидеров России и США не фигурировала Украина. В ходе предвыборной кампании Трамп много говорил о планах рассмотреть целесообразность санкций и даже намекал на их отмену в результате ядерной сделки. Однако после инаугурации риторика Вашингтона вернулась в привычное русло. Вице-президент Майк Пенс проговорился, что даже в ходе первого телефонного разговора Трампа и Путина стороны обсуждали обострение ситуации в Донбассе. Позже представитель США в ООН Никки Хейли осуждала «агрессивные действия России» в регионе и обещала сохранить крымские санкции. При этом тема Украины не ушла с международной повестки. Так, она была одной из центральных в сочинских переговорах Путина с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель. Но в отношениях с Трампом вчера она отошла на второй план.