«Российский след» еще долго будет бросать тень на Дональда Трампа

Расследование пяти комитетов конгресса и уголовное разбирательство ФБР привлекают не меньше внимания, чем сама политика Белого дома
Давать показания на слушаниях в конгрессе, а также следователям ФБР, вероятно, придется многим бывшим и нынешним членам команды Дональда Трампа
Давать показания на слушаниях в конгрессе, а также следователям ФБР, вероятно, придется многим бывшим и нынешним членам команды Дональда Трампа / Jonathan Ernst / Reuters

Расследования возможных связей с Россией лиц, близких к президенту США Дональду Трампу, и предполагаемого вмешательства Кремля в ход выборной кампании в 2016 г. набирают обороты. Вероятно, они будут бросать тень на новую администрацию на протяжении еще многих месяцев, если не лет.

Как минимум пять комитетов конгресса ведут расследования, имеющие отношение к возможному вмешательству России в выборы президента США. Парламентариев интересуют в том числе контакты сотрудников штаба Трампа и чиновников новой администрации с агентами иностранных государств. Кроме того, ФБР публично признало, что расследует, не вступал ли кто-либо из штаба Трампа в сговор с Россией.

В январе спецслужбы США допустили, что с помощью пропаганды и хакерских атак Москва могла повлиять на результаты выборов в пользу кандидата от республиканцев. Это влияние отрицают как в Кремле, так и в Белом доме. Теперь все зависит от итогов уголовного расследования ФБР и от конгрессменов, которые должны изложить свои выводы в соответствующих докладах.

Эти расследования стали в Вашингтоне центральной темой в первые месяцы работы нового президента. А связанные с ними слухи, утечки информации и перебранки между представителями разных партий привлекают гораздо больше внимания, чем первые шаги администрации Трампа.

В конгрессе основной объем работ по расследованиям выполняют комитеты по разведке верхней и нижней палат. Различные аспекты предполагаемого российского вмешательства также изучают комитет по надзору палаты представителей, а также сенатский комитет по вооруженным силам и юридический комитет.

«Если разразился скандал, чтобы остановить его распространение, нужно действовать очень быстро. Если сразу этого не сделать, каждая вновь раскопанная мелочь становится историей сама по себе, которая начнет жить собственной жизнью и будет на первых полосах следующего новостного цикла, – говорит Эндрю Риччи, в прошлом работавший в аппарате демократической партии, а сейчас занимающий должность вице-президента PR-фирмы Levick. – Так что эта ситуация продолжает наносить серьезный ущерб президенту Трампу и его команде».

Расследование комитета по разведке палаты представителей началось не лучшим образом, но может получить новый импульс после того, как близкий к Трампу председатель комитета, республиканец Девин Нуньес, взял самоотвод на фоне обвинений в неподобающем обращении с секретной информацией. Теперь дело в свои руки взял республиканец из Техаса Майк Конавэй, имеющий серьезный опыт расследований и совместной работы с демократами.

На вопросы членов комитета 2 мая ответят на закрытом слушании директор ФБР Джеймс Коми и руководитель Агентства национальной безопасности Майкл Роджерс. Бывший директор ЦРУ Джон Бреннан, экс-директор национальной разведки Джеймс Клэппер и бывший заместитель генерального прокурора Салли Йейтс появятся на публичных слушаниях в ближайшие недели.

В сенатском комитете по разведке обошлось без межпартийных баталий, как в нижней палате, но его критикуют за слишком медленные темпы расследования и значительные ресурсы, затраченные на него. «В последние несколько недель дела идут очень и очень медленно – не только на мой взгляд, но и по мнению многих членов комитета», – заявил недавно сенатор-демократ Чак Шумер. «Не надо путать молчание с отсутствием результатов», – возразил в Twitter член комитета, республиканец Джеймс Лэнкфорд.

Комитет отказался устанавливать точные сроки окончания расследования, а недавно привлек к работе над ним двух дополнительных сотрудников.

Давать показания одному или обоим комитетам в открытом или закрытом режиме придется, вероятно, многим членам команды Трампа – бывшему руководителю его предвыборного штаба Полу Манафорту, экс-советнику по национальной безопасности Майклу Флинну, бывшему советнику по внешней политике Картеру Пейджу и политическому консультанту Роджеру Стоуну.

Флинна предупреждали

В 2014 г. министерство обороны четко объяснило Майклу Флинну, что без его одобрения он не может принимать платежи от организаций, связанных с зарубежными правительствами. Но впоследствии Флинну заплатили за участие и выступление на юбилее телеканала RT, где он сидел рядом с президентом Владимиром Путиным; в этом он признался во время предвыборной кампании 2016 г. Также Флинн получал деньги от Турции

Внутренняя служба по надзору министерства обороны США в конце апреля сообщила конгрессу, что проверяет возможное нарушение закона Флинном, который после ухода с военной службы принимал платежи от лиц, связанных с правительствами иностранных государств. Ранее Пентагон предупреждал Флинна, что без одобрения чиновников минобороны принимать такие платежи нельзя.

Расследование ФБР не так заметно для публики, как работа комитетов конгресса. Тем не менее Коми в марте сделал необычное заявление, признав, что его агенты работают над этим делом. «Поскольку расследование еще идет и оно секретно, я не могу рассказать больше о том, что мы делаем и чью деятельность изучаем», – добавил он.

Перевела Надежда Беличенко