Главный библиограф РНБ Татьяна Шумилова уволена с работы

Она выступила против идеи объединить две крупнейшие библиотеки страны
За все годы работы в библиотеке в трудовой книжке Татьяны Шумиловой нет ни одного дисциплинарного взыскания
За все годы работы в библиотеке в трудовой книжке Татьяны Шумиловой нет ни одного дисциплинарного взыскания / Е. Егоров / Ведомости

Татьяна Шумилова , отработавшая в Российской национальной библиотеке (РНБ) 32 года, сегодня получила приказ об увольнении по ст. 81 п. 6 подпункт А Трудового кодекса (однократный прогул, отсутствие на рабочем месте более четырех часов). Шумилова рассказала «Ведомостям», что у нее забрали пропуск и читательский билет.

Предъявленный ей акт об отсутствии на рабочем месте датирован 30 января. В этот день в агентстве «Росбалт» проходила пресс-конференция, на которой обсуждались возможные последствия объединении РНБ и Российской государственной библиотеки (РГБ). Шумилова присутствовала на ней и критически высказалась об объединении.

По словам Шумиловой, в прошлый понедельник с утра она была на работе и предупредила заведующую, что покинет рабочее место, так как имеет в запасе отгул, но это не было оформлено документально. Возражений и запретов не было, но уже 2 февраля Шумиловой предложили уволиться либо по собственному желанию, либо по статье, рассказывает она.

Пресс-служба РНБ отказалась от комментариев, сославшись на то, что работодатель не имеет права разглашать персональные данные сотрудника без его письменного согласия. Не прокомментировал представитель РНБ и позицию руководства библиотеки относительно возможного слияния библиотек.

По словам Шумиловой, за все годы работы в библиотеке в ее трудовой книжке нет ни одного дисциплинарного взыскания, поэтому причину недовольства начальства сотрудница РНБ связывает только со своим выступлением на пресс-конференции. Шумилова не согласна с увольнением и намерена добиваться восстановления на работе.

1 февраля на сайте «Росбалта» было опубликовано интервью с Шумиловой, в котором она назвала возможное объединение «смертью петербургской библиотеки». «После того как РНБ станет отростком РГБ, она превратится в филиал, работа с читателями перестанет финансироваться. Мы не сможем предоставлять им весь спектр услуг», - опасается Шумилова. По ее словам, «в Москве находится административный ресурс. В столице и правительство, и Министерство культуры. В пределах Москвы и Подмосковья работают Российская государственная библиотека, Всероссийский институт научной и технической информации, Государственная публичная научно-техническая библиотека, Историческая библиотека, Библиотека иностранной литературы, до недавнего времени в полную силу работал ИНИОН РАН. А на Северо-Западе есть только две библиотеки крупного ранга - РНБ и Библиотека академии наук. После слияния останется одна».

Объединение библиотек может стать одним из пунктов экономии, полагает Шумилова. «Якобы не надо тратиться на два комплекта обязательных печатных экземпляров, достаточно одного и электронной копии. А в итоге Петербург просто перестанет получать большинство новых книг. Это достаточно циничная экономия денег за счет только одной библиотеки. За счет нас, а не за счет РГБ, которая возникла гораздо позже РНБ. А все потому, что эта библиотека расположена под боком в Москве. Напрямую об этом никто не говорит, но все же понятно», - сказала Шумилова в интервью.

В середине января три ведущих представителя российского библиотековедения - научный руководитель Библиотеки Академии наук Валерий Леонов, профессора Аркадий Соколов и Юрий Столяров - обратились к президенту РФ с открытым письмом. «Как нам стало известно, в адрес председателя правительства РФ поступило обращение министра Владимира Мединского с просьбой поддержать совместное предложение и. о. директора РГБ Владимира Гнездилова и директора РНБ Александра Вислого об объединении», - говорится в письме. Эта акция «готовится келейно, в бюрократических кабинетах, втайне от сотрудников РГБ и РНБ, не говоря уже о российских библиотекарях», удивляются авторы письма. Они просят «предотвратить готовящуюся антибиблиотечную, антикультурную акцию».

В марте 2016 г. Александр Вислый, с 2009 г. занимавший должность гендиректора РГБ, был назначен гендиректором РНБ. Это не случайно, считают авторы письма. «Поскольку присланным из Москвы директором РНБ воспринимается как место служебной командировки, неудивительно, что не прошло и года, как у него зародилась идея объединить обе библиотеки, где ему довелось директорствовать, и он охотно подписал письмо в Минкультуры», - говорится в письме Владимиру Путину.

«Решения об объединении нет, речь пока идет только о том, что необходима координация каких-то функций двух библиотек, устранение дублирования», - цитирует пресс-служба РГБ слова Гнездилова. По его мнению, «в одном нет сомнения – объединение электронных ресурсов библиотек крайне необходимо». В каком виде будет объединение – то ли будет создан координационно-наблюдательный совет в виде общественного формирования, то ли штатная структура – об этом также пока нет никаких решений и предложений, утверждает Гнездилов. По его словам, в правительстве РФ создана рабочая группа, которая будет изучать и рассматривать этот вопрос. «Никто не будет лишать библиотек фондов, не предполагается лишать какую-либо из библиотек обязательного экземпляра», - цитирует Гнездилова его пресс-служба.

«Мне непонятна идея предоставления вместо печатной книги ее электронной копии», - сказала в интервью «Росбалту» Шумилова. «У нас есть люди, которые по медицинским показаниям не могут и не должны пользоваться компьютером. Почему мы их должны лишать печатной копии? Это просто неприлично», - считает уволенная сотрудница РНБ.