Дональд Трамп смягчил запрет на въезд в США мигрантов из ряда мусульманских стран
Но намерен продолжить ускоренное выполнение своих предвыборных обещанийВ понедельник администрация президента США Дональда Трампа смягчила запрет на въезд беженцев и мигрантов из семи преимущественно мусульманских стран, исключив из него обладателей действующего вида на жительство в стране (грин-карты). В пятницу Трамп ввел ограничения на четыре месяца на программу размещения в США беженцев и на три месяца – на въезд мигрантов из Сирии, Ирака, Ирана, Сомали, Судана, Ливии и Йемена. Свое решение он объяснил борьбой с терроризмом и перестройкой миграционной системы страны, отрицая дискриминацию по религиозному признаку. После подписания указа в аэропортах США начались задержания и депортации граждан попавших под ограничение стран, в том числе обладателей грин-карт. В выходные с жесткой критикой на указ обрушились конгрессмены из обеих партий и лидеры европейских и арабских стран, а в самих США прошли массовые протесты. В субботу федеральный суд Нью-Йорка частично заблокировал действие указа, разрешив въезд в США тем, кто уже прибыл в аэропорты с действующей американской визой, к этому решению присоединились суды еще четырех штатов.
Этим указом мы прострелили себе ногу. Он скорее поможет террористам найти новобранцев, а не повысит нашу безопасность.
Указ президента США как нормативный документ призван дать указания соответствующим министерствам о том, как именно проводить политику в определенной сфере, а также может заполнять пробелы в правовом урегулировании, объясняет заместитель директора Института Кеннана в Вашингтоне Уильям Померанц: «Конституция и законы имеют высшую силу в американской правовой системе, и указ президента всегда уступает им по своему значению, так же как закон в России выше указа президента в правовой иерархии. Суд наделен полномочиями интерпретировать указ и определять, насколько он соответствует законодательству и Конституции, и именно за судом и остается последнее слово». Указ президента имеет силу, если не противоречит конституции США, в данном случае он не должен никого дискриминировать, а также не должен вступать в конфликт с действующими законами, которые, например, регулируют статус обладателей грин-карт, подчеркивает эксперт. Федеральный судья может представить аргументы о таком несоответствии, для чего ему нужна существенная доказательная база. Заблокировать указ президента может и конгресс, если он не согласен с тем, как президент интерпретирует закон или как именно применяется указ президента, однако для этого ему нужно «перебить» указ новым законом, а происходит это очень редко.
Сенаторам стоило бы обратить внимание на ИГ (запрещено в России. – «Ведомости»), нелегальную иммиграцию и безопасность границ вместо того, чтобы пытаться начать Третью мировую войну.
В последние годы президенты США предпочитают именно указы работе с конгрессом, потому что они дают главе государства больше пространства для маневра, говорит профессор Университета Джона Хопкинса Бенджамин Гинсберг. Однако у указов, по его словам, есть и серьезные недостатки: новый президент может отменить указы предшественника, что уже произошло с программой медицинского страхования Obamacare и другими указами Барака Обамы, а помимо этого без одобрения конгресса указ не получит финансирования. Но линия раздела противников и сторонников Трампа из-за нового указа не сместилась, считает эксперт: «Демократы разглядели в указе и хаотичных сценах разделенных семей в аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке полезное средство для активации антисимпатий к Трампу. Маленькая группа сенаторов-республиканцев тоже запротестовала, для некоторых это прежде всего вопрос моральный, а для других – возможность немного ослабить Трампа и затормозить его попытки партию переделать, а конгресс игнорировать».
Трамп в течение первого месяца нахождения у власти активно работает над тем, чтобы воплотить свои главные предвыборные обещания, при этом он выбрал интересную стратегию, отдав приоритет скорости принятия решений, продолжает Гинсберг: «Он выбивает своей скоростью почву из-под ног оппонентов и СМИ – в то время как они только реагируют на один его указ, он уже подписывает следующий, а ведь никто не хочет обсуждать вчерашние новости». Фурор по поводу стены на границе с Мексикой уже подзабыли из-за следующих решений нового президента, а мигранты отвлекают внимание СМИ от выдвижения кандидата в судьи верховного суда, которое уже на носу и грозит настоящей битвой за утверждение в сенате».