Преступления переведут на электронный учет
Единая база данных криминальной статистики появится через пять лет и обойдется в 9–11 млрд рублейЧерез пять лет в России должна появиться единая федеральная база данных о зарегистрированных преступлениях, которая обеспечит независимый мониторинг деятельности правоохранительных органов. Это предусмотрено федеральной целевой программой (ФЦП) «Создание и внедрение государственной автоматизированной системы правовой статистики» (ГАС ПС), согласование которой сейчас завершается в правительстве. Как рассказал «Ведомостям» начальник управления правовой статистики Генпрокуратуры Олег Инсаров, программа рассчитана на 2018–2022 гг., ее бюджет, по предварительным оценкам, составит от 9,3 млрд до 11 млрд руб. (проект предусматривает реалистичный и оптимистичный сценарии).
Генпрокуратура ведет криминальную статистику с 2012 г. – эта функция перешла ей от МВД, отчетность которого не отражала реального состояния дел, объяснял тогда президент Дмитрий Медведев. После этого социально-криминологическая картина преступности сильно изменилась: более чем в 1,5 раза (на 67%) увеличилось число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, на 27% выросла рецидивная преступность, на 22% – уличная.
Работу прокуроров не оценивают по количеству возбужденных или расследованных дел, поэтому они не заинтересованы в тех или иных показателях, объясняет Инсаров. Но до сих пор система учета базируется на устаревших технологиях: на дела заводятся бумажные карточки, их заполнение требует внесения от руки специальных кодов из справочников. Это должны делать следователи, чего на деле практически никогда не происходит, в результате внесенная в официальные базы данных информация достаточно условна и к тому же легко поддается манипуляциям – заявления граждан под разными предлогами отказываются регистрировать, дела снимают с учета, меняют квалификацию, а раскрытые дела, наоборот, приумножают.
Искажение содержания
За пять лет прокуроры выявили более 5,5 млн нарушений в сфере уголовно-правовой статистики, от искажения содержания статистических карточек до подделки в них подписей прокуроров. Обнаружено также более 5600 случаев фальсификации учетных документов.
Смысл создания ГАС ПС, как следует из концепции ФЦП (с ней ознакомились «Ведомости»), в появлении независимой от исполнителей автоматизированной системы учета, позволяющей отслеживать любое дело с момента его возбуждения и до судебного решения. Речь идет о появлении в правоохранительных органах (СКР, МВД, МЧС, ФСБ, ФТС, ФСИН) автоматизированных рабочих мест, позволяющих быстро и корректно вводить статистику в общую базу. Предполагается, что сервис будет предусматривать возможность для каждого гражданина подать заявление о преступлении в электронном виде, получить его номер и отслеживать ход дела в режиме онлайн.
Технические решения, позволяющие создать систему учета, были разработаны по заказу Генпрокуратуры в 2012 г. С 2013 г. в шести регионах проводится пилотная эксплуатация системы, в 2015 г. к ним прибавился еще 21 регион. Запуск ФЦП обеспечит внедрение системы уже по всей стране. В Генпрокуратуре, которая должна стать генеральным заказчиком программы, также подготовили пакет нормативных правовых актов, регламентирующих электронный статучет.
Похожую реформу несколько лет назад провели в Казахстане, напоминает член экспертного совета при правительстве Иван Бегтин, правда, там прокуратуре передали от МВД не только полномочия по регистрации преступлений, но и информационные центры вместе со всей инфраструктурой. В итоге количество зарегистрированных преступлений выросло в несколько раз – даже пришлось потом народ успокаивать, говорит эксперт. Зато теперь казахстанские адвокаты могут знакомиться с материалами дел своих подзащитных онлайн. В России тоже есть пример эффективной работы независимого регистратора, замечает Бегтин, – портал госзакупок, за него отвечает Федеральное казначейство, в результате этот сектор у нас – один из самых прозрачных. Получить от МВД развернутые данные по криминогенной ситуации в регионах не удалось даже открытому правительству, вспоминает эксперт.
По словам собеседника в МВД, на уровне руководства поставленная перед ведомством задача по переводу функции учета преступлений в электронную форму поддерживается. На местах иногда возникает сопротивление дополнительному контролю, но это объяснимо, есть и нерешенные технические вопросы, добавляет он.