Депутаты Госдумы стали реже вносить индивидуальные законопроекты

Этим они проявляют свою дисциплину при новом руководстве, считают эксперты
Фракция Сергея Миронова превратила в законопроекты все инициативы своего лидера
Фракция Сергея Миронова превратила в законопроекты все инициативы своего лидера / Валерий Шарифулин / ТАСС

Темпы законотворчества депутатов нового созыва Госдумы снизились после введения новых требований к качеству, говорится в рейтинге законотворцев Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) и Центра содействия законотворчеству (ЦСЗ). Зато почти на треть выросла доля правительственных инициатив, а доля депутатских законопроектов снизилась с 46% в последнюю сессию прежней Думы до 17% у новой. Депутатское законотворчество стало менее индивидуально и более фракционно. Темы законопроектов самих депутатов были связаны в основном с повышением качества власти, законотворчеством и развитием партийно-избирательной системы по итогам прошедших выборов. Эксперты также отмечают рост «консенсусного голосования», объединяющего все фракции, – это встречается вдвое чаще, чем до выборов.

Новой Госдуме пока не удалось преодолеть практику ускоренного принятия законопроектов сразу во втором и третьем чтениях за один пленарный день, но ускоренное одобрение правительственных инициатив сократилось до 45%. Лидером по числу самостоятельных законопроектов оказалась «Справедливая Россия», оформившая проектами все предвыборные инициативы лидера Сергея Миронова. «Единая Россия» задает курс на совместное законотворчество с другими фракциями, наиболее результативными депутатами фракции стали Дмитрий Вяткин и Павел Крашенинников. У ЛДПР проявили себя Алексей Диденко и Ярослав Нилов. Фракционная активность КПРФ снизилась.

Новые депутаты активны, потому что с ними проводилось обучение по законотворчеству еще при включении в списки, объясняет Нилов. Рост активности правительства Нилов связывает с накоплением законопроектов во время связанного с выборами перерыва в работе Думы: «Было много работы по бюджету сразу после выборов, переезды из одних кабинетов в другие и обязательная явка на заседания тоже привели к тому, что у депутатов просто не было времени на разработку своих законов». Как только у правящей партии оказалось конституционное большинство, она стала обращать внимание только на законопроекты правительства – единороссы ориентируются на своего лидера партии, говорит Валерий Рашкин (КПРФ). «У них нет необходимости разрабатывать другие инициативы, яркий пример – бюджет, от которого осталась концепция только правительства. И дальше дело будет только усугубляться, им станет скучно работать», – уверяет коммунист. Он признал снижение активности КПРФ, «но это естественно – новым депутатам нужно время на адаптацию». Консолидация – это поиск возможностей для принятия своих законопроектов, считает эсер Александр Бурков. А вот снижение индивидуальной активности депутатов – это плохо, чем больше депутаты вносят, тем больше при обсуждении альтернатив разумных решений, считает эсер.

Депутаты-индивидуалы

C самостоятельными инициативами в ходе начавшейся сессии нового созыва Госдумы выступило всего 100 депутатов, что почти в 3 раза меньше, чем в среднем во время предыдущих сессий.

Первые итоги работы Госдумы нового созыва показывают, что парламентарии из разных фракций в целом поддержали линию на более тщательную проработку своих инициатив вместо стремления только к количественным показателям активности и подчас злоупотребления правом законодательной инициативы в целях пиара, отмечает эксперт ИСЭПИ Александр Пожалов. В новом исследовании меньше внимания уделено персональным достижениям депутатов, а больше – раскрытию содержательных трендов в работе нового созыва в целом и отдельных фракций, говорит Пожалов. Это позволяет оценить, как реализуются те требования к повышению качества законов и укреплению авторитета Думы, о которых широко говорилось, считает он.

Стремление к повышению качества и снижению числа непроработанных документов – это безусловный успех, отмечает политолог Михаил Виноградов. В то же время очевидно, что общественные ожидания от Думы связаны не столько с законодательной, сколько с представительной функцией – готовностью отстаивать интересы различных групп общества, добавляет Виноградов. Дефицит этой представительной функции (в том числе в силу пассивности оппозиции) – одна из проблем, с которой парламенту придется столкнуться уже в ходе весенней сессии, уверяет он. В развитых странах 2/3 инициатив парламента идут от правительства, такой позитивный тренд наблюдается и в России, говорит эксперт ЦСЗ Вадим Виноградов.

Идет процесс унижения и уничтожения оппозиционных партий – они все унифицируются, хотя им это невыгодно, считает политолог Федор Крашенинников. Внесенные эсерами проекты – это злоба проигравших людей, от которых ничего не зависит, а все остальные просто поняли правила игры: «Хочешь сидеть в Думе – участвуй в процессе так, как его видит руководство». Новая Госдума выглядит гораздо спокойнее, отмечает Федор Крашенинников: из нее выпали все маргиналы, которые вносили явную макулатуру, сообщая тем самым Кремлю о своем существовании. Теперь Госдума скучна, предсказуема и управляема – делает только то, что хочет администрация, а самодеятельность будет проявлена ближе к следующим выборам. Исследование – это отчет спикера Госдумы Вячеслава Володина о проделанной работе, заключает эксперт.