Путин о мирном договоре с Японией: «Мы не торгуем территориями»

Российский президент допустил возможность компромисса с Токио по Курилам
Путин в интервью настаивает, что территориальный вопрос должен быть решен не за счет «нанесения ущерба»
Путин в интервью настаивает, что территориальный вопрос должен быть решен не за счет «нанесения ущерба» / Sergei Krasnoukhov / AP

Проблема заключения мирного договора с Японией станет одной из ключевых тем предстоящей встречи президента России Владимира Путина с премьер-министром страны Синдзо Абэ. Об этом Путин рассказал в интервью агентству Bloomberg накануне открытия второго Восточного экономического форума. Отвечая на вопрос главного редактора Bloomberg News Джона Миклетвейта о возможности политической сделки – один из Курильских островов в обмен на серьёзное экономическое сотрудничество с Японией, – Путин заметил: «Мы не торгуем территориями, хотя проблема заключения мирного договора с Японией является, конечно, ключевой и нам бы очень хотелось с нашими японскими друзьями найти решение этой проблемы».

Накануне японская газета Mainichi Shimbun сообщила, что Токио может сделать России предложение по Курилам: россиянам разрешат жить на спорных островах, если Москва признает их территориальную принадлежность Японии. Путин в интервью настаивает, что территориальный вопрос должен быть решен не за счет «нанесения ущерба». Он напомнил, что мирный договор между СССР и Японией был подписан и ратифицирован еще в 1956 г., «но затем японская сторона отказалась его выполнять, а затем и Советский Союз как бы свёл тоже на нет все договорённости в рамках этого договора». Сейчас в Токио, по словам Путина, хотели бы вернуться к обсуждению этой темы. «Речь не идёт о каком‑то обмене, о каких‑то продажах. Речь идёт о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя внакладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побеждённой, ни проигравшей», - отметил он.

В ответ на сравнение японского вопроса с решением территориального спора с Китаем в 2004 г., когда остров Тарабаров и половина Большого Уссурийского отошли КНР, Путин пояснил, что переговоры с Пекином велись на протяжении 40 лет и в итоге компромисс был найден. «Часть территории окончательно закреплена за Россией, часть территории окончательно закреплена за Китайской народной республикой. Хочу подчеркнуть, что это стало возможным исключительно – это очень важно – на фоне очень высокого уровня доверия, которое сложилось к тому моменту между Россией и Китаем. И если мы добьёмся такого же высокого уровня доверия с Японией, то и здесь мы можем найти какие‑то компромиссы», - отметил он. Путин также указал на разницу в территориальных спорах с Японией и Китаем. Первый возник в результате Второй мировой войны и закреплён в соответствующих международных документах. В отношениях с Пекином таких отягощений нет.

В одном из вопросов Миклетвейт, по его признанию, «пошутил» о том, что «Калининград, например, может, тоже отдать». Путин ответил на ремарку «без всяких шуток», предложив посмотреть, как может быть развита дискуссия о пересмотре итогов Второй мировой войны. «Тогда нужно дискутировать не по Калининграду, а в целом по восточным землям Германии, по Львову, который был частью Польши, и так далее, и так далее. Там есть и Венгрия, есть и Румыния. Если кому‑то хочется вскрыть этот ящик Пандоры и начать с ним работать, – пожалуйста, флаг в руки, начинайте», - предложил российский президент.