Визит Синдзо Абэ в Россию удовлетворил обе стороны

Япония готова изменить свой подход к территориальной проблеме, считают эксперты
Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ
Президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ / Pavel Golovkin / AP

Для Москвы же в приоритете – расширение торгово-экономического сотрудничества, говорил накануне встречи Абэ и Путина помощник российского президента Юрий Ушаков. Японский премьер привез Путину план из восьми пунктов: прогресс на переговорах о спорных территориях связан в нем с сотрудничеством в сфере энергетики, строительстве заводов СПГ, портов, аэропортов, больниц и другой инфраструктуры на российском Дальнем Востоке. В частности, обсуждалось участие японских компаний в разработке нефтяных и газовых месторождений «Роснефти» на Дальнем Востоке (сообщила «Роснефть»), что, по сути, нарушает режим санкций, которые запрещают такое сотрудничество. В последние годы официальная Москва на все предложения Токио вернуться к территориальному вопросу отвечала, что такой проблемы нет.

Президент России Владимир Путин и Синдзо Абэ в разных форматах проговорили более трех часов, из них 35 минут – с глазу на глаз. Главным для Абэ был, как обычно, территориальный вопрос, с которым увязан и мирный договор, две страны не могут подписать его уже 70 лет. Россия не считает, что эти темы связаны напрямую. Из-за присоединения Крыма и сепаратистских событий в Донбассе Япония ввела санкции против России – и мирный договор, работа над которым в 1990-е гг. шла очень интенсивно, а в 2000-е затормозилась, почти перестал обсуждаться. Визит Абэ, руководителя страны «семерки», из которой Россия исключена (а Япония – хозяйка июньского саммита «семерки»), говорил о его решительном настрое.

По завершении переговоров с Путиным Абэ заявил, что решение вопроса северных территорий будет найдено и будет заключен мирный договор. Чтобы достичь прорыва в переговорах, их необходимо начать вести, основываясь на новых идеях, которые отличаются от подходов и идей, лежавших в основе диалога до сих пор, сказал Абэ: эта инициатива нашла поддержку у Путина (цитата – с официального сайта кабинета министров Японии).

Обсуждать детали диалога будет рабочая группа, которую возглавляют заместители министров иностранных дел двух стран, – первая встреча состоится через месяц. Что за новый подход предложил Абэ – ни одна из сторон не сообщает.

Собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переговоров, утверждает, что продвижения в диалоге по территориальному вопросу нет, но атмосфера двухсторонних отношений заметно улучшилась.

Премьер Абэ почувствовал, что может добиться прорыва в переговорах по мирному договору между Японией и Россией, заявил официальный представитель МИД Японии Ясухиса Кавамура (цитата по «Интерфаксу»). «Пункты очень интересны и будут совместно прорабатываться. По северным территориям необходим доверительный диалог», – сказал «Ведомостям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и назвал итоги встречи весьма позитивными.

Россия не поднимала вопроса об отмене санкций, заверил по завершении встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров.

По сути, речь идет о неформальном снятии Японией санкций, да они и были не такими жесткими, как санкции стран Запада, комментирует бывший посол России в Японии Александр Панов: восемь пунктов Абэ касаются сотрудничества в том числе в атомной энергетике, инвестиций на Дальнем Востоке, облегчении визового режима, визитах в Японию входящих в санкционный список председателей Госдумы и Совета Федерации Сергея Нарышкина и Валентины Матвиенко, – все это ограничено санкциями. Что касается территориального вопроса, то Панов не исключает, что Абэ мог отойти от неизменной позиции Японии и высказать готовность частично рассмотреть вариант возвращения на позицию 1956 г. Тогда, вспоминает Панов, говорилось о подписании мирного договора и передаче Японии сначала не четырех, а двух островов – на время, к примеру на 30–50 лет, признавая административные права России, а впоследствии получении юрисдикции и над ними. Таково было предложение и премьер-министра Японии Рютаро Хасимото (1996–1998 гг.). «Абэ на пресс-конференции сказал о новом подходе. Иного варианта нового подхода я не вижу, – указал Панов. – Не исключаю, что такая позиция была заявлена, и на ее основе дипломаты могут поговорить». Панов называет результаты переговоров в этом отношении «прорывными» и превосходящими ожидания обеих сторон.

Военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе делают понятным все большую готовность Абэ к подписанию мирного договора с Москвой и решению территориального спора о принадлежности четырех островов, говорится в редакционной статье японской газеты Asahi Shinbun: постоянный диалог с Путиным и улучшение отношений с Россией играют важную роль. Но Абэ не должен забывать о ключевом принципе японской дипломатии – невозможности нарушать статус-кво с помощью силы (Крым, Восточная Украина), которого придерживаются и западные демократии. И если политически Токио продолжает придерживаться этого принципа, а также ввел экономические санкции против России, то Абэ придется ответить и обществу, и партнерам по «семерке» на вопрос: в чем состоит его новый подход и если он не требует нарушения взятых на себя Японией обязательств, то в чем его новизна, риторически спрашивает автор статьи.