Одномандатников от Партии пенсионеров не пустили на выборы в Госдуму

Этот скандал обесценивает имиджевую работу нового состава ЦИК, считает эксперт
Центризбирком отказался заверить список одномандатников от Партии пенсионеров
Центризбирком отказался заверить список одномандатников от Партии пенсионеров / Артем Геодакян / ТАСС

Центризбирком во вторник единогласно отказал Российской партии пенсионеров за справедливость (РППС) в заверении списка ее кандидатов в Госдуму по одномандатным округам и исключил из федерального списка партии 42 человека, включая экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича и бывшего мэра Калининграда Юрия Савенко. Таким образом, от участия в выборах по округам отстранены все кандидаты, исключения которых из списков, как заявил накануне председатель РППС Евгений Артюх, добивались в администрации президента. Ранее президиум партии уже принял решение о снятии «нежелательных» кандидатов, но Артюх его дезавуировал.

Кого не будет в округах

В числе снятых кандидатов-одномандатников помимо Юревича и Савенко – экс-главы Псковской области и Ненецкого автономного округа Евгений Михайлов и Владимир Бутов, действующий депутат Госдумы Олег Савченко.

Список одномандатников от РППС был снят сразу по нескольким основаниям. Так, в трех округах у партии оказалось по два кандидата, что запрещено законом, сообщил член ЦИК Евгений Шевченко. Кроме того, в протоколе партсъезда говорилось о 166 одномандатниках, а в представленном в ЦИК списке – уже о 169. Также выяснилось, что съезд голосовал не за каждого кандидата персонально, а за списки по округам, что не позволяет теперь установить, кого же именно из кандидатов поддержали однопартийцы. Что касается единого списка, то 45 кандидатов, как обнаружил ЦИК, не представили необходимых документов – речь идет в первую очередь о согласии баллотироваться и декларациях о доходах. Например, Юревич подал справку о своей зарубежной недвижимости, но не представил аналогичные данные о супруге и несовершеннолетней дочери, отчитался Шевченко. Трем кандидатам удалось восполнить пробел, остальные нарушения были признаны неустранимыми. Юревич вообще не состоит в официальном браке, доказывал представитель РППС. «Несовершеннолетняя дочь – она тоже неофициальная дочь?» – поинтересовался в ответ зампред ЦИК Николай Булаев.

Артюх объясняет огрехи техническими ошибками: партия выдвинула 166 кандидатов (это подтверждают бюллетени для голосования), документы в ЦИК тоже были на 166 человек, но при подготовке сопроводительного письма что-то пошло не так. Артюх, по его словам, выборочно проверял папки с документами – в том числе и те, где обнаружилась недостача, – и лично убедился в наличии полного комплекта. В ЦИК ссылаются на описи документов, заверенные представителями партии. Пенсионеры сдавали документы с большими задержками, вспоминает Шевченко: утром они привезли коробки, потом попросили приостановить прием, потому что хотели подвезти еще, их ждали несколько часов и в конце концов вернули документы, приняв их заново уже во второй половине дня.

Артюх обещает обжаловать решения ЦИК в Верховном суде, но политических мотивов в них не видит: «Это чисто юридический спор». Трудно оценивать перспективы конкретного дела, говорит адвокат Вадим Прохоров, но в целом практика восстановления партсписков по суду прискорбна – последний известный ему случай датирован 1995 годом (суд вернул на выборы «Яблоко» и Ассоциацию адвокатов России).

История с пенсионерами в значительной степени обесценила несколько месяцев кропотливой имиджевой работы, которую вел ЦИК, но именно сейчас дело дошло до действительно серьезных вещей, констатирует политолог Александр Кынев: одно дело – отменить муниципальные выборы и уволить нескольких одиозных председателей и совсем другое – не пустить на парламентские выборы реальных кандидатов.