Освобождение Надежды Савченко стало вынужденным шагом
Но некоторые дивиденды из него извлечь все-таки можно, полагают экспертыРоссия и Украина в среду произвели стремительный обмен осужденными участниками конфликта в Донбассе: в Киев украинский президентский самолет доставил военнослужащую Надежду Савченко (22 года за соучастие в убийстве двух журналистов ВГТРК, помилована президентом России Владимиром Путиным), в Москве приземлился самолет управделами президента России с Евгением Ерофеевым и Александром Александровым (помилованы президентом Украины Петром Порошенко, на Украине их считают бойцами ГРУ, в России говорят, что из армии они уволились).
Только третья попытка обмена стала успешной, заявил Порошенко. Решение принято в телефонном разговоре лидеров «нормандской четверки» 23 мая, сообщил президент Франции Франсуа Олланд. Тема передачи Савченко, Ерофеева и Александрова действительно затрагивалась, подтвердил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
Решение о помиловании было принято после того, как 23 марта (на следующий день после приговора Савченко) родственники погибших журналистов встретились с представителем Украины по гуманитарным вопросам в минской контактной группе Виктором Медведчуком и обратились к Путину с просьбой помиловать Савченко, сообщил российский президент. Их просьба удовлетворена «в связи с соображениями гуманизма», сказал Путин. Прошение о помиловании Александрова и Ерофеева подал уполномоченный президента Украины по правам ребенка Виктор Кулеба.
Обмен будет способствовать укреплению доверия Украины и России и даст импульс исполнению минских соглашений, заявил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.
Это важный шаг на пути выполнения минских договоренностей, но они должны быть выполнены полностью, прежде чем будет принято решение об отмене антироссийских санкций, сказали «Ведомостям» два западных дипломата.
Предполагалось, что обмен будет оформлен как выдача осужденных для отбывания наказания на родине (в отношении Савченко такая процедура была запущена), но задействован был институт помилования. В России это длинная, многоступенчатая процедура.
По указу президента от 28 декабря 2001 г. ходатайствовать о помиловании может только сам осужденный в письменной форме. Его ходатайство передается в территориальное управление ФСИН, оттуда – в региональную комиссию по помилованию, она дает рекомендации губернатору, а тот вносит представление президенту. Список людей, рекомендованных губернатором к помилованию, должен быть опубликован в течение месяца после принятия такого решения. Указ президента о помиловании направляется в администрацию исправительного учреждения в течение двух дней после его издания.
По мнению правозащитников, ускорить процедуру можно. В 1990-х гг. к президенту обращались за помилованием 50 000 человек в год, он миловал 5000–6000, сейчас обращается максимум 300–400, президент милует несколько десятков; все гораздо проще, можно уложить все пять этапов в несколько дней, уверен член Совета по правам человека Андрей Бабушкин.
Когда начался минский процесс и попытка налаживания диалога, пропагандистская шумиха вокруг Савченко стала невыгодна России, полагает эксперт Российского совета по международным делам Александр Гущин: ее заключение сказывалось на переговорах с Западом. Обмен Савченко – это, с одной стороны, добрая воля и демонстрация договороспособности России, а с другой – некоторые в Москве ожидают от нее деструктивного влияния на ситуацию внутри Украины, говорит Гущин, с последним тезисом он не согласен.
Возвращение Ерофеева и Александрова было приоритетом для российской стороны и переговоры об их обмене велись долгое время, говорит человек, близкий к российским спецслужбам. Украина не всегда выражала заинтересованность в их обмене на Савченко, но в конце прошлого года стало ясно, что возможен только такой обмен. Вопрос о Савченко увязывался с разными аспектами минского переговорного процесса, не сразу была найдена взаимоприемлемая юридическая конструкция, говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, то, в какой форме прошел обмен, – несомненная пропагандистская победа Украины и поражение России, но неуравновешенная Савченко может стать головной болью для Порошенко.
Россия добивалась возвращения Савченко под официальное обязательство, что она будет отбывать наказание в украинской тюрьме, такой сценарий был бы оскорбительным для Украины, говорит украинский политолог Владимир Фесенко. «Нормандская четверка» договорилась, знает Фесенко, что Савченко должна быть освобождена до конца мая. Помилованием Савченко Путин демонстрирует, что готов договариваться с Западом и быть конструктивным. Российский президент рассчитывает если не на снятие, то на смягчение санкций, но понимает, что это игра вдолгую, заключает Фесенко.
Помимо публичных договоренностей о Савченко, Ерофееве и Александрове были еще какие-то, о которых никто не скажет, говорит российский политолог Алексей Чеснаков: вряд ли Путин пошел бы на такой простой обмен, не получив уступок в других вопросах. Сомнительно, что фактор предстоящих выборов в Думу играл какую-то роль в процессе принятия данного решения, заключает эксперт.
В подготовке статьи участвовала Ольга Чуракова