Гвардейцы обойдутся без розыска
Национальной гвардии пока не хватает полномочий для того, чтобы стать полноценным правоохранительным ведомствомСоздаваемая на базе Внутренних войск Национальная гвардия, как следует из президентских законопроектов (в среду они были размещены в думской базе), не будет субъектом оперативно-розыскной деятельности (ОРД): ни закон о самой нацгвардии, ни пакет поправок в другие законы не имеют ссылок на закон об ОРД. Это и не нужно на данном этапе, поясняет человек в центральном аппарате МВД: у нацгвардии пока не видно объекта, где она могла бы вести такую деятельность, которая включает негласное получение информации техническими и агентурными методами. При этом у Внутренних войск есть разведка, она упомянута в законе о Внутренних войсках и сохранится и в нацгвардии, знает собеседник «Ведомостей».
Большая часть базового законопроекта о нацгвардии – это переложение норм законов о Внутренних войсках и о полиции с заменой названия, такой же характер носит и большинство поправок в другие законодательные акты. Вероятнее всего, в Госдуме проектом будет заниматься комитет по безопасности, полагает зампред комитета Александр Хинштейн («Единая Россия»). Но говорить о поправках еще рано, хотя можно подумать о расширении правовых оснований для деятельности гвардии, исходя из предложений депутатов для органов внутренних дел, добавляет депутат: «Такой законопроект был внесен в Госдуму год назад, но до сих пор не принят. Там было много новаций, в том числе стрельба в женщин, расширение оснований для проникновения в транспортное средство и в жилище».
Китайский путь
В январе в Китае было объявлено о реформе управления силовыми структурами: аналог российских Внутренних войск – Народная вооруженная полиция – перешла из подчинения Госсовета (правительства) под контроль Центрального военного совета (председатель – генсек ЦК КПК Си Цзиньпин).
По словам человека в центральном аппарате МВД, одной из причин передачи вневедомственной охраны и ФГУП «Охрана» в нацгвардию были трудности с обеспечением охраны избирательных участков на предстоящих выборах в Госдуму. После сокращения вневедомственной охраны в 2015 г. на 40 000 человек возникли проблемы с охраной музеев и других объектов, такая же проблема назревала и в отношении выборов. Теперь все подразделения охраны, бывшие оперативные подразделения Внутренних войск и контроль над ЧОПами (если потребуется привлечение их сил) сосредоточены в одних руках и проблемы с охраной избирательных участков быть не должно, говорит собеседник «Ведомостей». В целом же контроль за охранным бизнесом со стороны нацгвардии оказался одной из самых обсуждаемых в силовых ведомствах тем, подтвердили «Ведомостям» сотрудник спецслужб и несколько сотрудников МВД. По их мнению, этот рынок могут ждать серьезные изменения.
Не обойдется, видимо, и без негативных последствий. На вневедомственную охрану во многих регионах после сокращений в МВД фактически возложены задачи патрульно-постовой службы, и неизвестно, насколько гладким будет ее взаимодействие с полицией при новой системе, говорит сотрудник МВД. Зато в отношениях с ОМОНом и СОБРом у полиции сложностей возникнуть не должно: очевидно, что их оставили на переходный период в оперативном подчинении органов МВД именно для этого, считает собеседник, и, если оперативникам и следователям полиции потребуется, как и раньше, помощь СОБРа или ОМОНа при задержании преступников, проблем с их заказом не будет.
По мнению Марии Шклярук из Института проблем правоприменения, новая служба поначалу вообще не будет пересекаться с ФСБ, потому что у ФСБ все есть и так: оперативные полномочия, следствие и спецподразделения. Но ФСБ – маленькая служба, и ее сил не хватит, если случится что-то серьезное. А нацгвардия пока имеет только силовую составляющую и не является правоохранительным ведомством в привычном смысле и у нее, в отличие от ФСБ, нет источника постановки задач, кроме президента, подчеркивает эксперт. Так что на первых порах гвардия будет при необходимости усиливать ФСБ, как это делали бы и Внутренние войска. Если же нацгвардия будет превращаться в настоящее силовое ведомство, а не просто оставаться армией при президенте, то они должны будут запросить полномочия на аналитику и оперативно-розыскную деятельность, говорит Шклярук, но вопрос, произойдет ли это, остается открытым.