Российский газ стал аргументом против выхода Британии из ЕС
Министр энергетики Эмбер Радд напомнила, что некоторые используют поставки газа как инструмент внешней политикиВыход Великобритании из Евросоюза ослабит позиции страны в плане зависимости от поставок российского газа, считает британский министр энергетики Эмбер Радд. Financial Times цитирует ее речь, с которой министр выступит в британско-нидерландской электрической компании Britned в Кенте, текст журналистам разослало министерство. Радд напомнит, что такие страны, как Россия, уже демонстрировали готовность использовать поставки газа как инструмент внешней политики. "Они могут угрожать прекращением поставок газа или чрезмерно задрать цены", - цитирует ее The Guardian. "Как блок из 500 млн человек, мы располагаем ресурсами, чтобы повлиять на действия Путина. И мы можем координированно реагировать на кризисные ситуации, - цитирует FT. - Проще говоря, когда речь заходит о российском газе, пока мы едины, мы выстоим, а если мы разделимся, то проиграем". Радд убеждена, что "Великобритания не может позволить, чтобы ее энергетический сектор попал под такое влияние и страну могли использовать как политическую пешку, с помощью которой Европу бы поставили на колени" (The Guardian), только совместные усилия всех членов ЕС могут предотвратить воплощение такого сценария, считает она.
Среди других аргументов против выхода из ЕС министр назовет "электрический шок" для граждан. После отделения королевства от ЕС дополнительная нагрузка на потребителей электроэнергии составит 500 млн фунтов в год, или 20 фунтов на семью, планирует сказать Радд в своем выступлении.
Также министр указывает на потери энергетического сектора в виде инвестиций и рабочих мест, так как членство в Евросоюзе помогает Британии привлекать "миллиарды и миллиарды" фунтов инвестиций в энергетику и за счет этих денег существуют 600 000 рабочих мест в этом секторе в Великобритании. "Неужели кто-то действительно считает, что эти инвестиции продолжат поступать, если мы выйдем из ЕС, и мы обойдемся без дополнительных затрат?" - говорится в тексте ее речи.
Лидер кампании за отделение от ЕС, евроскептик Мэтью Эллиот, заявил, что утверждения министра энергетики абсурдны и не базируются на реальных исследованиях и подсчетах. По его словам, членство в Евросоюзе, наоборот, увеличило счета британцев за электричество и обходится потребителям в 350 млн фунтов в неделю. "Просто удивительно, насколько правительство готово обманывать в своем безнадежном желании выиграть референдум", - цитирует его FT.
Слова Радд о дополнительных 500 млн фунтов в год для потребителей частично базируются на исследовании, которое правительство заказало энергокомпании National Grid. Компания отметила, что у нее нет мнения, следует Великобритании выходить из ЕС или нет, и заказала независимое исследование консалтинговой компании Vivid Economics. Пока непонятно, как именно скажется выход Британии из ЕС на британском энергетическом секторе, говорится в их докладе, но весьма вероятно, что последствия будут негативны. В 500 млн фунтов в год они оценили последствия от выхода Британии с внутреннего энергетического рынка ЕС в 2020-е гг. Присутствие на этом рынке, по их мнению, дает доступ к более дешевому газу, более надежным поставкам и возможность оптимально использовать собственные, британские, источники энергии.
FT отмечает, что большая доля импорта газа в Великобританию приходится на Норвегию, которая не является членом ЕС. В 2014 г. эта доля составляла 57%, по данным министерства энергетики. Еще 27% газа Британия получала в виде СПГ, из этого объема 92% приходилось на катарские поставки. Зимой 2014-2015 гг. 8% импорта газа приходилось на Европу, сообщала National Grid.
Даже если Британия к 2030 г. научится в полной мере использовать собственные запасы сланцевого газа, она сохранит зависимость от импорта, считает Радд, сторонница членства страны в Евросоюзе. Референдум о членстве Великобритании в ЕС пройдет в июне.