Ветряная энергия стала самой дешевой для производства в Великобритании и Германии

Возобновляемая энергетика все активнее вытесняет ископаемое топливо из электрогенерации
На долю ветряных электростанций в Великобритании приходится 7,7% производимой электроэнергии, в Германии – 11,4%
На долю ветряных электростанций в Великобритании приходится 7,7% производимой электроэнергии, в Германии – 11,4% / Ferdinand Ostrop / AP

Ветряная энергия стала самым дешевым видом электроэнергии для производства в Германии и Великобритании – причем даже без учета госсубсидий, свидетельствует анализ Bloomberg New Energy Finance (BNEF). Такое произошло впервые в странах «большой семерки», отмечает агентство Bloomberg, а первой подобного успеха в прошлом году добилась Дания.

На долю ветряных электростанций, по данным Bloomberg, в Великобритании приходится 7,7% производимой электроэнергии, в Германии – 11,4%.

Электричество, производимое ветряными установками, стало самым дешевым в США в прошлом году – но пока с учетом госсубсидий. Их действие будет прекращено к концу 2017 г.; без их учета ожидается, что электричество «из ветра» станет дешевле того, что производят угольные и газовые станции, в течение ближайшего десятилетия.

Ветряные электростанции в США будут дешевле традиционных энергоблоков к 2023 г., а промышленные солнечные – к 2036 г., говорилось в июньском докладе Bloomberg "Энергетический уклад человечества скоро изменится навсегда", в котором был представлен стратегический прогноз о развитии мировой энергетики до 2040 г. Ископаемое топливо не исчезнет из энергобаланса и составит 44% генерации к 2040 г., но будет ограничено старыми энергоблоками в развитых странах.

Пока на ветряную и солнечную энергию в США приходится лишь 5% (данные за 2014 г.), но по мере увеличения этих мощностей доля газа и угля будет неизбежно падать, считают в BNEF. «Возобновляемая энергия становится абсолютно конкурентоспособной с точки зрения затрат, и конкурирует она уже напрямую с ископаемым топливом. Коэффициент использования мощностей на станциях, работающих на ископаемом топливе, снижается», – говорит Люк Миллз, аналитик BNEF. После того как ветряная или солнечная электростанция построена, себестоимость производства дополнительной единицы продукции близка к нулю, тогда как газовым и угольным станциям требуется все новое топливо. Поэтому компании, решая, какую станцию строить, будут все чаще делать выбор в пользу мощностей с фактически бесплатной электроэнергией, указывает BNEF. По ее оценке, коэффициент использования мощностей в газовой генерации в США сократится с 70% во втором полугодии 2014 г. до 62% во втором полугодии 2015 г., в угольной – с 86 до 85%, а в солнечной и ветряной увеличится с 16 до 20% и с 32 до 37% соответственно.

В своем быстром развитии возобновляемая энергетика проходит все новые и новые вехи. Так, в июле в Германии солнечные батареи впервые в истории сравнялись по объему выработанной электроэнергии с атомными электростанциями, произведя, по данным Института гелиоэнергетических систем, по 5,18 ТВт ч. В том же месяце страна установила еще один рекорд: ветряные и солнечные электростанции произвели 11,7 ТВт ч электроэнергии, превысив мартовский показатель (11,1 ТВт ч).

Возобновляемая энергетика в ближайшие пять лет будет крупнейшим источником новых генерирующих мощностей, их будет установлено на 700 ГВт, говорится в недавнем докладе Международного энергетического агентства (МЭА). Но, несмотря на рост, инвестиции сократятся с $270 млрд в 2014 г. до $230 млрд 2020 г. из-за снижения себестоимости ветряных и солнечных электростанций.

По оценке МЭА, доля возобновляемой энергетики в мировой электрогенерации вырастет с 22% в 2013 г. до более чем 26% в 2020 г. Примерно две трети новых мощностей будет введено в строй в развивающихся странах; на Китай придется почти 40% роста и почти треть новых инвестиций в возобновляемую энергетику, говорится в докладе.

В этом году китайский государственный Energy Research Institute опубликовал исследование «Китай 2050 – сценарий высокого распространения возобновляемой энергетики и дорожная карта», в котором подтверждается технологическая и экономическая возможность обеспечивать к 2050 г. за счет возобновляемых источников 85% потребления электроэнергии и более 60% первичной энергии.

«В мире остался только один регион, испытывающий дефицит энергоресурсов, – Азия. А там все только и говорят, что о возобновляемой энергетике», – указывает Сет Клейнман, управляющий директор по анализу нефтегазовых рынков Citigroup. При этом стоимость солнечной энергии постоянно снижается, а число электромобилей – растет.

«Определить точно, когда из-за этого наступит переломный момент для отрасли углеводородов в целом, весьма сложно. Может быть, в начале следующего десятилетия, может, в конце или, если вы слишком скептичны, в начале десятилетия, идущего за следующим. Но этот переломный момент наступит, и не в следующем столетии», – говорит Клейнман.