Президент Бразилии Руссефф попыталась спасти своего предшественника от ареста

Разгневанные бразильцы высыпали на улицы, после того как судья опубликовал запись телефонного разговора бывшего и нынешнего президентов
Акция против назначения экс-президента Бразилии Луиса да Силвы на пост главы президентской администрации
Акция против назначения экс-президента Бразилии Луиса да Силвы на пост главы президентской администрации / Johnny De Franco / Zuma / TASS

Тысячи бразильцев вышли в среду вечером на главную улицу Сан-Паулу, пляж Копакабана в Рио-де-Жанейро и улицы городов по крайней мере еще в 15 штатах, протестуя против попыток президента Дилмы Руссефф защитить своего предшественника Луиса Инасиу Лулу да Силву от ареста в рамках антикоррупционного расследования вокруг нефтяной госкомпании Petrobras. В столице страны, Бразилии, полиции даже пришлось применить слезоточивый газ против демонстрантов, окруживших правительственные здания и призывавших к аресту да Силвы, сообщает Financial Times.

Новые акции протеста прошли всего через несколько дней после того, как несколько миллионов бразильцев во всех крупных городах вышли на демонстрации, выступая против коррупции и призывая к ответу Руссефф и да Силву.

В среду федеральный судья Сержиу Мору, курирующий расследование, которое ведущие его прокуроры назвали «Операция «Автомойка», опубликовал на сайте суда десятки полученных полицией записей телефонных разговоров Руссефф со своими министрами. Среди них по крайней мере на одной записан разговор между президентом и да Силвой, в котором Руссефф сообщает, что направляет ему документ, который подтверждает его назначение на министерский пост и который он должен использовать «только при необходимости».

Судья Мору опубликовал записи после того, как Руссефф сообщила в среду днем, что назначила да Силву главой своей администрации. Он получит «полномочия, необходимые, чтобы помочь нам, помочь Бразилии», его приход «укрепит мою администрацию», заявила Руссефф.

Запись разговора между президентом и ее наставником и предшественником, которую затем транслировали телеканалы и радиостанции, породила еще более масштабную волну обвинений в том, что Руссефф таким образом пытается не допустить уголовного преследования да Силвы. На прошлой неделе прокуратура Сан-Паулу запросила ордер на его арест по обвинению в отмывании денег. Следователи, в частности, утверждают, что он получил апартаменты в пентхаусе в расположенном на побережье комплексе в качестве взятки от компании OAS, получавшей подряды от Petrobras. В начале марта у да Силвы прошли обыски и он был на несколько часов задержан для допроса. Как человек, который в бытность свою президентом (в 2003-2010 гг.) имел последнее слово в назначении руководителей Petrobras, да Силва был одним из основных выгодополучателей коррупционной схемы в Petrobras, говорилось в заявлении полиции: «Есть доказательства, что благодаря этим преступлениям он обогатился, а также финансировались предвыборные кампании и казначейство его политической партии».

Некоторые журналисты в среду вечером называли договоренность между Руссефф и да Силвой препятствованием правосудию. По бразильским законам судить действующего министра может только Верховный суд. Поэтому решение Руссефф делает да Силву недосягаемым для судьи Мору и ведущих расследование прокуроров. Предъявить обвинения да Силве, чтобы он смог предстать перед Верховным судом, теперь может только генеральный прокурор, поясняет The Wall Street Journal. «Я не сомневаюсь, что да Силва сделал этот выбор, чтобы уйти от судьи Сержиу Мору», – сказал газете эксперт по конституционному законодательству Дирсеу Торресиллас Рамос.

Напряжение в бразильском обществе стремительно нарастает по мере того, как становится известно все больше фактов о коррупции в Petrobras и политическом истеблишменте. Во вторник Верховный суд обнародовал показания бывшего лидера правящей Партии трудящихся (РТ) в сенате Делсидиу ду Амарала. Он признал свою вину в том, что пытался купить молчание топ-менеджера Petrobras, выступающего свидетелем в рамках операции «Автомойка». По утверждению сенатора, он лично по просьбе да Силвы передал 50 000 реалов ($13 200 по текущему курсу) адвокату топ-менеджера. Ду Амарал также заявил, что остановить расследование пыталась и Руссефф и что она знала о фактах мошенничества и взяточничества в Petrobras, когда возглавляла ее совет директоров в 2003-2010 гг.

И Руссефф, которой также грозит импичмент по обвинению в нарушении налогового законодательства и махинациях с госсредствами в ходе ее избирательной кампании в 2014 г., и да Силва опровергли заявления сенатора. В среду после публикации записей разговоров президентская администрация обвинила судью Мору в нарушении конституции. Адвокат да Силвы назвал их публикацию «самовольным» поступком, направленным на то, чтобы спровоцировать протесты.

Ряд экспертов считают, что, несмотря на сильно пошатнувшиеся позиции да Силвы (до недавнего времени он был очень популярен, поскольку в период его президентства быстро росли экономика и благосостояние жителей страны), его назначение главой президентской администрации фактически дает ему все рычаги управления страной, а Руссефф останется президентом лишь номинально. «Это реальный переход власти», – считает Паулу Сотеру, директор Бразильского института в Международном научном центра Вудро Вильсона. Зная все нюансы бразильской политики, да Силва может даже переубедить колеблющихся партнеров РТ по коалиции в нижней палате парламента и не допустить импичмента. Хотя рейтинги одобрения да Силвы в обществе в последние месяцы сильно упали, вернувшись во власть, он также может попытаться получить поддержку профсоюзов, лидером которых был до своего президентства, и даже выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах в 2018 г., пишет WSJ.

Однако такие действия, несомненно, также вызовут новые массовые протесты. Родериу Чекер, руководитель группы активистов «Выходи на улицы», которая требует отставки Руссефф и является одним из основных организаторов демонстраций, заявил о намерении обратиться в суд с просьбой заблокировать назначение да Силвы. «Это неуважение и насмешка, и я думаю, что большинство бразильцев считают так же», – сказал он WSJ.