Самый громкий коррупционный скандал в Бразилии раскрутили провинциальные прокуроры
Ущерб от коррупции в нефтяной компании Petrobras мог составить до $2 млрдПрошлым летом бывший топ-менеджер государственной нефтегазовой компании Petroleo Brasileiro (Petrobras) Паулу Роберту Коста затравленно смотрел на шестерых федеральных прокуроров, сидевших с каменными лицами по другую сторону стола в кабинете в городе Куритиба на юге Бразилии. Несколько недель назад он пообещал рассказать им о ставшей предметом расследования схеме по отмыванию денег, но, по словам прокуроров, все время искал предлоги отложить разговор. Теперь же его поставили перед фактом: членов семьи Коста подозревают в фальсификации доказательств, связанных с расследованием. Камера видеонаблюдения запечатлела, как некоторые из них выносили документы из офиса консалтинговой фирмы бывшего топ-менеджера после его ареста в марте 2014 г.
И тогда Коста заговорил.
Главный свидетель в антикоррупционном деле, Коста проработал в Petrobras 35 лет, поднявшись до уровня, на котором курировал многомиллиардные проекты по нефтепереработке. Как выяснилось, в течение почти 10 лет службы, до увольнения в 2012 г., он получал взятки от крупнейших строительных компаний страны в обмен на заключение контрактов по завышенным ценам. Откаты составляли 3% от стоимости сделок. Используемая схема, согласно показаниям, которые Коста дал прокурорам, а затем повторил на парламентских слушаниях в конгрессе, позволила строителям незаконно положить себе в карман сотни миллионов долларов. Откаты также получали другие топ-менеджеры Petrobras, которые передавали часть денег политикам. Выводить средства за границу помогали многочисленные посредники по отмыванию денег (см. инфографику).
Как могла работать коррупционная схема в Petrobras
Вскоре полицейские провели обыски в десятках домов, принадлежащих названным Костой людям, конфисковав спортивные автомобили и сейфы, набитые деньгами и драгоценностями. Среди имущества, приобретенного, по подозрению следователей, на взятки, было так много картин, включая работы Сальвадора Дали, что полицейские отдали часть из них местному музею для проведения выставки.
Сейчас Коста под домашним арестом и продолжает сотрудничать со следствием. Он находится в своем доме в престижном пригороде Рио-де-Жанейро. Когда прокурорам нужно что-нибудь у него уточнить, они звонят ему по Skype из своего офиса на юге страны.
Коста согласился на это, чтобы защитить семью и «реабилитировать себя», говорит адвокат бывшего топ-менеджера Жоау Местьери. По его словам, бывший топ-менеджер признал обвинения в коррупции и выводе денег за рубеж. Но сделка со следствием позволит смягчить наказание. Одно из ее условий – Коста должен отвечать на звонки в любое время дня и ночи.
Скандал на всех уровнях
Свидетельства Косты вылились в грандиозный скандал. Он спровоцировал политический кризис и финансовые проблемы в седьмой экономике мира. Расследование привело к отставке руководителей Petrobras, в том числе ее гендиректора, одной из самых влиятельных женщин-менеджеров в мире, Марии дас Грасиас Фостер, обвалу котировок акций компании, отмене проектов в нефтяной и строительной областях, увольнению тысяч сотрудников. В итоге скандал внес весомый вклад в замедление бразильской экономики, которое грозит перерасти в рецессию.
Под расследованием оказалось почти 50 действующих и бывших политиков федерального уровня, включая экс-президента Бразилии Фернанду Афонсу Колор ди Мелу, руководившего страной в 1990–1992 гг. и отрешенного от должности в результате импичмента. Уголовные обвинения уже предъявлены сотне человек, при этом четыре бывших топ-менеджера Petrobras и 23 топ-менеджера строительных компаний обвиняются в коррупции и отмывании денег. По словам прокуроров, некоторые из обвиняемых признали вину в обмен на смягчение наказания, другие отрицают причастность к преступлениям и ожидают суда.
Расследование ведется в отношении 230 компаний, в общей сложности у Petrobras было похищено более $700 млн, считают следователи. Размер списания стоимости завышенных контрактов может составить по меньшей мере $1,2 млрд, а возможно, и гораздо больше, говорила в этом году Грасиас Фостер.
Petrobras публично не обнародовала свою оценку потерь. Она считает себя жертвой мошенничества и заявляет, что сотрудничает со следствием.
Разразившийся скандал затронул и действующего президента страны Дилму Руссефф, которая возглавляла совет директоров Petrobras в 2003–2010 гг., т. е. большую часть времени, в течение которого, по данным следствия, совершались коррупционные действия. Руссефф заявила, что ничего не знала о них, сведений о ее причастности к преступлениям нет. Тем не менее ее рейтинги упали. Более миллиона человек в разных городах Бразилии вышли 15 марта на акции протеста, требуя отставки Руссефф.
Облетевшие всю страну кадры руководителей строительных компаний в наручниках шокировали бразильцев, привыкших к тому, что богатым и влиятельным закон не писан. «В Бразилии для людей, занимающих высокое общественное положение, и политиков не существовало такого понятия, как страх перед законом, – говорит один из девяти прокуроров, ведущих расследование, Паулу Роберту Галвау де Карвалью. – Это должно измениться и уже меняется».
Дело на местности
Крупнейшее в Бразилии антикоррупционное расследование началось почти случайно. Бизнесмен из южного штата Парана Алберту Юссеф признался в отмывании денег, местные следователи начали расследование и выяснили, что в 2013 г. он передал Косте автомобиль Land Rover Evoque стоимостью $78 000. Передача машины состоялась на заправке, принадлежавшей подозреваемому. Сделка привлекла внимание федерального прокурора в Куритибе (административная столица Параны), выпускника Гарвардской школы права Делтана Далланьоля. Он почувствовал, что к нему в сети попалась крупная рыба. 34-летний федеральный прокурор и его коллега, 50-летний Карлус Фернанду дус Сантус Лима, в свое время изучавший право в Cornell University в США, организовали следственную группу. В нее они пригласили семерых коллег, которым доверяли и которые согласились переехать в Куритибу. Расследование получило кодовое название «Операция «Автомойка».
Прокуроры сознательно решили вести его в сравнительно небольшой Куритибе с населением 2 млн человек, где живут в основном представители среднего класса, подальше от таких крупных центров, как Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Их поддержал местный судья Сержиу Мору, выписавший множество ордеров по данному делу, а местное управление полиции помогло собирать доказательства.
После обысков у Юссефа прокуроры получили достаточно доказательств, чтобы предъявить обвинения Косте. А через него они вышли на других топ-менеджеров Petrobras, пользовавшихся услугами Юссефа по отмыванию денег. Юссеф согласился сотрудничать со следствием в обмен на смягчение наказания по обвинению в отмывании денег, рассказали прокуроры. Другие обвинения, в частности в коррупции, он отвергает, заявил его адвокат.
Прокурорам пока удалось отбить несколько попыток адвокатов, представляющих сторону защиты, разделить дело, чтобы оно велось и слушалось в разных юрисдикциях.
Большинство членов следственной группы, средний возраст которых 36 лет, закончили ведущие юридические институты в США, Европе и Бразилии, но не были особо широко известны в бразильских юридических кругах. Далланьоль считает это плюсом. «Мы доверяем друг другу. Все готовы выполнять техническую работу. И мы уже добились достаточно многого, чтобы не желать своих 15 минут славы. Для нас главное – не появиться на телеэкране, а хорошо сделать свою работу», – говорит он.
Их достижения и правда впечатляют: девяти вошедшим в группу малоизвестным прокурорам удалось вывести операцию «Автомойка» на федеральный уровень.
Далланьоль с коллегами работают скорее как юридическая фирма, чем как обычная следственная группа. У каждого – своя специализация, например отмывание денег или мошенничество с использованием средств связи. Они зачастую вместе обедают и проводят свободное время, общаются друг с другом напрямую, избегая электронной почты и используя приложение Telegram, позволяющее обмениваться зашифрованными сообщениями. Во всех возможных случаях они встречаются с подозреваемыми и свидетелями лично, стараясь не говорить по телефону и не посылать юридические документы по почте. Ведь они убедились, как много можно извлечь даже из малозначимого обмена электронными сообщениями: многих подозреваемых по делу удалось связать друг с другом благодаря их переписке с использованием Blackberry (подробнее см. врез).
Помощник Blackberry
Важную роль в расследовании сыграли сообщения, которыми подозреваемые обменивались в Blackberry Messenger. Получив ордеры на обыск и изучив переписку при содействии компании Blackberry, прокуроры смогли установить связь между подозреваемыми в отмывании денег и их предполагаемыми клиентами, в том числе бразильскими депутатами и строительными подрядчиками. «Это был один из факторов, обеспечивших успех дела», – считает прокурор Делтан Далланьоль. Сообщения, с которыми ознакомились корреспонденты The Wall Street Journal, зачастую были безобидными: подозреваемые шутили, обменивались мотивирующими цитатами или фотографиями своих собак, но их переговоры позволили следователям идентифицировать собеседников и установить связи между ними. Например, некто с ником LA в одном из сообщений указал свой домашний адрес. Как рассказали в полиции, это позволило установить, что под инициалами скрывался бывший конгрессмен Луиз Арголу. В марте 2015 г. Верховный суд Бразилии инициировал расследование против него и других политиков, подозреваемых в получении взяток. Арголу отрицает все обвинения. «Мы будем властвовать в этой стране», – писал LA в одном из сообщений. «Бог даст – будем. Потому что мы – классные», – ответил ему собеседник с ником Primo. Им оказался Алберту Юссеф, признавшийся в отмывании денег и заключивший сделку со следствием. Полиция некорректным образом получила сообщения от Blackberry, поэтому в суд подано ходатайство не приобщать их к делу, заявил адвокат Эдвард Карвалью, представляющий строительную компанию OAS и пятерых ее руководителей. Суд в этом году отклонил доводы Карвалью, он готовится подать апелляцию. В полиции утверждают, что получили сообщения законным путем. Представитель Blackberry от комментариев отказался, отослав к заявлению о политике компании, в котором говорится, что она старается находить баланс между просьбами властей о «законной помощи в предоставлении доступа» и «приоритетом в защите личной информации наших пользователей».
В своем расследовании прокуроры активно применяют такой метод, как сделка со следствием, который до сих пор был мало распространен в Бразилии. Они уже заключили 12 подобных сделок и планируют увеличить их количество. «Они стараются перенести некоторые вещи из американской правовой системы в бразильскую, – говорит Жозе Висенте Мендонса, прокурор штата в Рио-де-Жанейро, учившийся в Гарварде на одном курсе с Далланьолем. – Это постепенно меняет бразильский менталитет в целом. Это поворотный пункт в развитии бразильской правовой системы».
Политика в деле
Пока по делу, выросшему из операции «Автомойка», не состоялось ни одного суда. Расследование между тем вступило в наиболее критическую и потенциально взрывоопасную фазу. В марте Верховный суд дал прокурорам разрешение проводить следственные действия в отношении 48 нынешних и бывших членов конгресса. Среди них – бывший бразильский президент Фернанду Колор ди Мелу, которому в 1992 г. парламент вынес импичмент из-за обвинений в коррупции и запретил в течение восьми лет заниматься политикой. Впоследствии, правда, Верховный суд снял с него эти обвинения и в 2006 г. он был избран сенатором.
В марте один из бывших топ-менеджеров Petrobras, Педру Баруску, также заключившей сделку со следствием, заявил на парламентских слушаниях, что правящая Партия трудящихся получила в виде взяток вдвое больше, чем он, и что деньги передавались казначею партии. Последнему предъявлены обвинения в коррупции и отмывании денег, он все отрицает. Партия трудящихся также заявила о невиновности. Адвокат Баруску не ответил на просьбу предоставить комментарии. По словам прокуроров, Баруску вернул в Бразилию $44,6 млн, которые ранее были выведены на его счета в швейцарских банках.
В определенном отношении нынешний коррупционный скандал – побочный продукт бразильской политической культуры, связанной с торговлей выгодными постами и должностями, говорят местные аналитики. Во-первых, многие руководящие должности в Petrobras занимают политические назначенцы. Во-вторых, в конгрессе всегда есть несколько небольших партий (их иногда еще называют «партиями для аренды»), которые помогают своими голосами крупным партиям в обмен на различные привилегии и льготы. У одной из них, Прогрессивной партии, под расследование попал 21 депутат. Партия «верит, что расследование приведет к раскрытию истины об операции «Автомойка», говорится в ее заявлении.
По бразильским законам политиков на избранных должностях может судить только Верховный суд, который редко выносит в таких случаях обвинительные приговоры. В нем 10 судей, семь из которых назначены президентом Дилмой Руссефф или ее предшественником и наставником Луисом Инасиу Лулой да Силвой.
Дело, которое все изменит
Завершения операции «Автомойка», возможно, придется ждать еще не один год. Юридические фирмы, представляющие интересы подозреваемых и обвиняемых, стараются развалить дело. Одна из них подала запрос на отстранение судьи Мору от дела. Другая требует не приобщать к нему доказательства, полученные с помощью сообщений, посланных с телефонов Blackberry.
Некоторые в Бразилии опасаются, что политика может снова взять верх над правосудием. По информации федеральной полиции, в феврале министр юстиции Жозе Эдуарду Кардозу встречался частным образом с юристами крупнейшей строительной компании Odebrecht, которая тоже находится под следствием. Кардозу заявил тогда, что чиновники обязаны встречаться с юристами и что Odebrecht не просила об особом к себе отношении. В заявлении Odebrecht говорилось, что она отрицает свое участие в даче взяток и что обратилась к министру с просьбой о встрече, чтобы пожаловаться на утечки в СМИ.
Кроме того, растет давление на прокуроров с целью достичь соглашений с парализованными скандалом строительными компаниями, чтобы уменьшить негативный эффект для экономики от сокращения их активности. Прокуроры категорически отказываются идти на это, помня, как в прошлом компании отделывались соглашениями, фактически снимавшими обвинения с их руководителей. Пока прокуроры лишь заключили сделки с двумя строительными компаниями, согласившимися признать вину и предоставить дополнительную информацию.
Прокуроры также не намерены ограничиваться операцией «Автомойка». Они хотят внести изменения в уголовный кодекс Бразилии, который, по их словам, сегодня позволяет богатым и влиятельным нарушителям закона избегать серьезного наказания. Недавно они направили в конгресс через генерального прокурора соответствующие предложения.
«Думаю, по завершении этого процесса Бразилия станет другой страной, – говорит Антониу Аугусту де Кейроз, возглавляющий надзорное управление конгресса. – Если богатые бразильцы отправятся в тюрьму, а их активы будут конфискованы, любому, кто захочет повторить то, что они совершили, придется призадуматься о выгодах и издержках подобных действий».
Успех или неудача прокуроров, которых бразильские СМИ называют «девятью всадниками Апокалипсиса», в громком деле Petrobras покажет, готова ли Бразилия начать всерьез бороться с коррупцией, которая уже не одно десятилетие мешает развиваться экономике и подрывает доверие к власти, считают эксперты. Пока, по оценке Всемирного экономического форума, Бразилия занимает лишь 135-е место из 144 стран по надлежащему использованию государственных средств.
WSJ, МИХАИЛ ОВЕРЧЕНКО