Интервью Владимира Путина газете Bild воспринято в Германии критически

Общение Кремля с западной аудиторией пока не удается, считают российские эксперты
«Экспортный вариант» Владимира Путина все меньше отличается от российского /
«Экспортный вариант» Владимира Путина все меньше отличается от российского / / Andrey Rudakov / Bloomberg

Интервью российского президента ежедневной немецкой газете Bild, опубликованное двумя частями в понедельник и вторник, вызвало большой интерес у ведущих СМИ Германии. Но их реакция была в основном прохладной или даже критичной.

«Мир Путина прост и ясен: он прав, а другие нет. Соответственно, и критика в отношении его политики не может быть заслуженной, это происки темных сил. Путин таким же образом объясняет, почему у него сложился такой негативный образ во всех качественных немецких СМИ», – пишет политический обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung Райнхард Фезер, приводя в пример слова Путина об «очень сильном зарубежном влиянии на немецкие СМИ, прежде всего из‑за океана». «Либо трансатлантические агенты влияния сильно халтурят, либо они исключительно коварны и прикрывают свои истинные замыслы постоянной критикой США», – иронизирует Фезер. Высказывания Путина о расхождении позиций России и Запада прокомментировал Deutsche Welle немецкий политик Карстен Фогт, которого в позитивном ключе упоминал в интервью сам российский президент: «Я не считаю, что мир однополярен. Сегодня США намного сильнее зависят от сотрудничества с партнерами, чем в предыдущие десятилетия. Проблема для России заключается в том, что большинство ее соседей – прежде всего небольшие соседи на Западе – из-за обеспокоенности и страха по поводу российской политики сегодня все активнее ищут защиты у ЕС, НАТО и США. Их стремление получить защиту у Запада не является результатом американского заговора, направленного против России». Обозреватель Der Spiegel Бенжамин Биддер отметил изменения в позиции российского лидера: «Путин смягчает свою риторику, призывает к союзу с Западом против террористов и надеется на окончание санкций: неожиданно президент России проявляет радушие, при этом не отступая от многих своих позиций. <...> Сигнал, которого могли ожидать от Путина на конференции по безопасности в Мюнхене, он посылает в интервью Bild: он снова хочет говорить с Западом, в том числе и потому, что надежды на финансовую помощь из Китая не оправдались».

С кем говорил

Газета Bild издается с 1952 г., ежедневный тираж – около 2 млн экземпляров, штаб-квартира находится в Берлине. Стиль газеты создан Акселем Шпрингером по образцу бульварной прессы Великобритании.

Наведение мостов с западной аудиторией Путину пока не удалось, считает директор Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов: «Очередная попытка российского лидера протянуть руку Западу не увенчалась успехом. Любые его слова, даже если бы в интервью вставили цитаты Меркель, были бы восприняты аналогичным образом. В том числе на это работают некоторые его достаточно популистские высказывания». Выбор газеты (см. врез) также вызвал у эксперта вопросы: «Таблоид Bild – это далеко не лучшая площадка для таких выступлений, возможно, провели зондаж и только они и согласились на такое интервью». Президент выбрал подходящее издание, не соглашается директор Фонда общественной экспертизы Игорь Яковенко: «Bild – одна из самых массовых газет Европы, журналисты хотели, чтобы такой ньюсмейкер появился на ее страницах и напрямую ответил на их вопросы, свою задачу они выполнили. При этом они вели себя достаточно сдержанно и дистанцированно, это огромная разница с нашумевшим интервью журналиста Deutsche Welle с Порошенко, из которого журналист сделал отбивную. На такой жесткий формат и нормальных, злых журналистов Путин бы не пошел». Манера общения Путина с Западом претерпела за последние годы существенные изменения, отмечает эксперт: «Граница между внутренней и внешней политикой у нас в последние лет пять стерлась, и именно поэтому общение с нашей и западной аудиторией выглядит похоже, до этого президент был более гибким в коммуникации с Западом».

Немецкие читатели воспримут интервью скептически, но свою аудиторию оно тоже найдет, считает Яковенко: «Типичного немца этим убедить будет очень сложно, однако сейчас есть раздраженный условным Кельном бюргер, который может лояльно воспринять любую альтернативу». Российским политикам стоит искать другой формат общения с западной аудиторией, полагает Белов: «Нужно создавать дискуссионные площадки, посредством которых российские аналитики и политики смогут более активно участвовать в медийном пространстве западных стран. С нашей стороны такого присутствия сейчас практически нет».