Reuters посчитало, сколько российских авиаударов пришлось на ИГ
Анализ свидетельствует, что Москва преследует не те цели, о которых заявляетПочти 80% целей ударов российской авиации в Сирии приходится на районы, неподконтрольные террористической группировке «Исламское государство» (деятельность этой организации запрещена на территории России и в ряде других стран). Такие данные приводит Reuters со ссылкой на анализ данных Министерства обороны России.
«Исламское государство»
«Исламское государство» (ИГ) – исламистская суннитская террористическая организация. Она действует преимущественно на территории Сирии и Ирака. 29 июня 2014 г. ИГ провозгласило себя всемирным халифатом: квазигосударство имеет шариатскую форму правления, штаб-квартиру в сирийском городе Ракка. Организация «Исламское государство» враждует с «Аль-Каидой». Так, в Сирии развернулись бои ИГ с «Фронтом ан-Нусра», официальным отделением «Аль-Каиды». Впрочем, в 2015 г. лидер последней, Айман аз-Завахири, заявил, что готов воевать вместе с «Исламским государством» против «крестоносцев, безбожников и шиитов» в Ираке и Сирии. Успехи ИГ в последнее время во многом объясняются привлечением на свою сторону кадровых военных, служивших в армии и спецслужбах Ирака времен Саддама Хусейна.
Большинство бомбардировок пришлось на районы, удерживаемые другими группировками, выступающими против президента Сирии Башара Асада, включая «Фронт ан-Нусра» («Джабхат ан-нусра»), который является официальным отделением «Аль-Каиды» (деятельность этой организации также запрещена на территории России и в ряде других стран) в Сирии и Ливане, а также ряд организаций, поддерживаемых Соединенными Штатами и их союзниками.
Заявления Минобороны России о целях российской авиации в Сирии, а также онлайн-архив российских военных карт включает 64 названных локации. Только максимум 15 из этих целей находились в районах, удерживаемых «Исламским государством». К таким выводам Reuters пришло, сравнив их с картами расположения противоборствующих сторон в Сирии, составленными американским аналитическим центром "Институт по изучению войны".
Эти данные совпадают с утверждениями Вашингтона и его союзников по НАТО, что российская военно-воздушная операция в Сирии направлена на поддержку официальных властей страны.
Российские официальные власти заявляют, что цель операции – именно «Исламское государство» и другие группировки, членов которых Москва считает террористами-исламистами. По их словам, Россия и Запад борются с общим врагом. «Однако географическое расположение ударов свидетельствует об обратном», – отмечает Reuters. Так, в понедельник российские самолеты атаковали шесть названных локаций, ни одна из них не была расположена на территории, контролируемой «Исламским государством», пишет информационное агентство со ссылкой на собственный анализ.
Российские официальные лица неоднократно указывали, что запрашивали у международной коалиции во главе с США данные о дислокации группировки «Исламское государство». «Если у военных ведомств антиигиловской коалиции имеются дополнительные сведения о террористах, просим их предоставить нам. Мы обязательно их учтем при планировании боевых задач нашей авиагруппы в Сирии», – говорил в начале октября начальник Главного оперативного управления Генштаба Андрей Картаполов (цитата по «Интерфаксу»). Однако Вашингтон и его союзники отказывались предоставлять данные Москве. «Наши партнеры из других стран, которые в "Исламском государстве" видят реального врага, подлежащего безусловному уничтожению, активно помогают нам данными о базах, складах, пунктах управления и лагерях подготовки террористов. А те, кто имеет, по всей видимости, иное мнение об этой террористической организации, постоянно ищут причины для отказа сотрудничать в борьбе с международным терроризмом», – заявлял официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков.
Иностранные средства массовой информации неоднократно писали, что основными целями бомбардировок российской военной авиации являются не формирования «Исламского государства», а другие группировки, выступающие против официальных властей Сирии. Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова в свою очередь обвиняла иностранные СМИ в намеренном искажении целей российской военной операции в Сирии. Она отметила, что в рамках «мощной антироссийской информационной кампании» Москву обвиняют в нелогичности, неясности и неправомерности действий в Сирии, в преследовании умеренной оппозиции и в жертвах среди мирного населения. Подобные обвинения, по ее мнению, высказывают в том числе официальные лица – «как правило, тех стран, которые, к сожалению, так до сих пор и не понимают по каким-то причинам последовательности и логичности политики России на данном направлении».