«Алмаз-Антей»: Малазийский МН17 сбили старой ракетой и не из Снежного
Роль Boeing 777 в натурном эксперименте играл списанный Ил-86Сегодня в Москве состоялась пресс-конференция концерна ПВО "Алмаз-Антей", на которой были предъявлены результаты натурного теста поражения аналога малазийского самолета Boeing 777 рейс МН17.
Производитель ЗРК "Бук", ракетой которого предположительно был сбит пассажирский лайнер, утверждает, что запуск был произведен из района размером порядка 4 х 4 км южнее села Зарощенское, а не из района Снежного (международная версия). По словам гендиректора концерна Яна Новикова, картина поражения лайнера на встречном курсе (Снежное) и поперечном (Зарощенское) радикально отличается.
Кроме того, однозначно установлено, что ракета была старого типа 9М38, снятого с вооружения в России - без двутавровых поражающих элементов. Последняя из таких ракет была произведена в 1986 г., напомнил Новиков. "Представить, что какой-то [российский] воинский начальник примет решение использовать такую ракету, мне трудно", - заявил он: ракета запрещена к использованию с 2011 г.
Новиков заявил, что предприятие готово отстаивать свою интерпретацию события в международных судах, в том числе намерено разбираться, откуда в международном расследовании взялись двутавры. Новиков подчеркнул, что задачей испытания не было установление стороны, запустившей ракету.
2 июня, заявил концерн, он представил результаты моделирования на основе информации о том, что найдены поражающие элементы ракеты 9М38 комплекса "Бук". 31 июля концерн провел первый эксперимент, который подтвердил выводы моделирования, его итоги были переданы нидерландской комиссии, но не были приобщены к расследованию.
Поэтому 7 октября был проведен второй натурный эксперимент с обстрелом кабины самолета Ил-86, примерно соответствующей кабине Boeing. Этот эксперимент показал, что ракетой комплекса "Бук" самолет могли сбить только с позиций у села Зарощенское ( находилось под контролем Украины), но остается непонятным, откуда среди поражающих элементов оказались двутавровые поражающие элементы, не характерные для этой ракеты, сообщил Новиков.
По словам советника генконструктора концерна Михаила Малишевского, анализ результатов эксперимента показал, что основная часть поражающих элементов двигалась перпендикулярно шпангоутам вдоль оси самолета. А это означает, что траектория ракеты "сбоку слева" со стороны подконтрольного силам повстанцев Снежного невозможна, это доказывается и характером поражений мест экипажа, сказал Малишевский. По его словам, от типа ракеты - более старой 9М38 или модернизированной 9М38М1 - зависит ее траектория. В случае 9М38 вероятное место пуска несколько смещается от ранее смоделированного, но все равно находится в районе Зарощенского.
Кроме того, отметил Малишевский, огневая позиция в районе Снежного (дальность 30 км) находится на границе уверенного поражения одиночной установки "Бук" - "теоретически стрелять можно, но практически этого не делают".
Натурный эксперимент также показал, что при расположении ракеты так, как предполагается при пуске ракеты по версии комиссии в Нидерландах (то есть из Снежного), появились бы сильные повреждения всего правого борта и ни одного рикошета в левом остеклении кабины пилота, а также не было бы поражений левого двигателя, что противоречит реальным повреждениям МН17, заявил Малишевский. По его словам, результаты экспериментов доказывают, что самолет мог быть сбит только ракетой 9М38, а не 9М38М1, как считает международная комиссия.
По словам Малишевского, представителям международной комиссии в Нидерландах предлагались и исходные материалы первого эксперимента, предлагалось им участвовать и во втором эксперименте, но действий не последовало.
Эксперимент показал, что сама ракета разрушается на хоть и достаточно крупные, но не целостные фрагменты, то есть "трубу" ракеты найти нельзя. Фрагменты ракеты были представлены концерну нидерландской стороной в виде фото плохого качества. Поражающие элементы были представлены в натурных образцах и двутавровый элемент был даже взвешен, заявил Малишевский. Показывали представителям концерна и выкладку фрагментов самолета и позволяли их осматривать и фотографировать.
Результаты эксперимента по моделированию крушения "Алмаз-Антей" готов передать международной комиссии, заявил гендиректор концерна Ян Новиков.
Летом 2015 г. CNN сообщила, что в черновой версии доклада Совета безопасности Нидерландов говорится, что ответственность за крушение Boeing несут "пророссийские боевики". Телекомпания сослалась на информированные источники. Совбез Нидерландов представит свой доклад об обстоятельствах крушения самолета позднее 13 октября. Первыми доклад услышат родственники погибших, затем его представят журналистам и после этого выложат на сайте. Называть виновных - не задача экспертов Совбеза: ответственных за гибель пассажиров и экипажа лайнера установит отдельное уголовное расследование. 13 октября нидерландские эксперты постараются дать ответы на вопросы, что случилось с Boeing, почему он летел над зоной вооруженного конфликта, почему родственники погибших не сразу получили официальную информацию.
В сентябре 2014 г. был опубликован предварительный отчет, из которого следовало, что в летевший лайнер на большой скорости попало большое количество мелких объектов, что привело к разрушению самолета в воздухе. Летом 2015 г. черновик окончательного отчета был направлен всем странам, участвовавшим в расследовании, и в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) для ознакомления и комментариев. 11 октября малазийская New Straits Times сообщила, что якобы в ответе замруководителя Росавиации Олега Сторчевого содержатся замечания к работе следственной группы, которая сразу исходила из гипотезы, что самолет был сбит "Буком". 2 октября Сторчевой говорил, что его ведомство передало Нидерландам "серьезные замечания" к тезисам доклада.