Федеральная служба по тарифам войдет в состав ФАС
Новый мегарегулятор будет защищать рынок от монополий и регулировать их тарифы. Но это не снизит издержки, считает бизнесФедеральная служба по тарифам (ФСТ) войдет в состав Федеральной антимонопольной службы (ФАС), о таком предложении премьер Дмитрий Медведев сообщил в среду президенту. Объединенное ведомство возглавит Игорь Артемьев.
Решение окончательное, говорят два федеральных чиновника. Цель – оптимизация функций, связанных с антимонопольным регулированием, тарифами монополий, инвестициями и закупками монополий, объясняет один из них, сейчас эти функции распределены между ФАС и ФСТ.
Пока в ФСТ никакой информации не поступало, говорит представитель службы. О новой структуре можно будет говорить только после получения официальных документов, отмечает его коллега в ФАС. Представитель Минэкономразвития отказался от комментариев. Ранее Минэкономразвития тоже хотело изменить схему регулирования монополий, но предлагало создать более масштабного регулятора: объединить в нем ФСТ, часть функций ФАС и отраслевых ведомств. Цены на услуги госмонополий растут, а их качество – нет, зоны ответственности органов власти определены нечетко, писал Медведеву замминистра экономического развития Николай Подгузов.
Пока система управления монополиями такова: Минэкономразвития вырабатывает госполитику, ФСТ формирует тарифную сетку и контролирует ее применение, ФАС обеспечивает недискриминационный доступ к инфраструктуре и решает споры, отраслевые ведомства готовят и утверждают инвестпрограммы. Теперь регулировать тарифы и контролировать их применение будет ФАС, рассказывает сотрудник антимонопольной службы, будет труднее лоббировать повышение тарифов в ущерб потребителям.
Объединение двух органов и их укрупнение сэкономит госсредства, сократятся расходы на одного сотрудника, надеется директор Института модернизации государственного и муниципального управления Владимир Южаков. Расходы федерального бюджета в 2015 г. на оплату сотрудников ФАС, включая региональные органы, составляют 1,4 млрд руб. в год, цена аппарата ФСТ – 330 млн руб. Но у ФСТ нет прямой федеральной вертикали, ее региональные органы подчиняются местным властям, отмечает гендиректор Института естественных монополий Юрий Саакян, связанные с этим проблемы, например по прозрачности тарифных решений, останутся и у нового регулятора.
ФСТ выступает в качестве лоббиста компаний, а ФАС – их оппонент, рассуждает федеральный чиновник, объединение двух служб может стать неприятным дополнительным давлением для монополий. Решение плохое, критикует старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков: если ведомства объединить, исчезнет элемент внутреннего соревнования и важнейшие вопросы будут решаться коллегией ФАС. Ведомство не может само себя контролировать, продолжает Новиков, а именно это предлагается делать ФАС. Регулирование тарифов должно стать функцией ФАС, не согласен вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин, но вопрос в том, справится ли служба с новыми полномочиями.
Монополии пока оценивают плюсы и минусы от слияния ФАС и ФСТ, говорит сотрудник металлургической компании. Это оптимизация системы госуправления и контроля, говорит сотрудник естественной монополии.
Деятельность ФСТ вызывает много вопросов, говорит сотрудник строительной компании, но, собрав все функции под одной крышей и создав мегарегулятора, проблему не решить. Сработает ли мера, зависит от политической воли и состава объединенного органа, считает федеральный чиновник.
По данным Минэкономразвития, с 2007 по 2014 г. железнодорожные тарифы увеличились на 91,9%, газ для населения подорожал на 211,4%, для промышленности – на 177,6%, электроэнергия для населения – на 109,1%, для промышленности – на 127,2 %. Повышение тарифов естественных монополий на 10% ведет к потребительских цен на 4,6%, подсчитали эксперты ВШЭ.
В подготовке принимали участие Маргарита Папченкова, Милана Челпанова, Виталий Петлевой, Александра Терентьева