Засекречивание потерь военнослужащих в мирное время не связано с ситуацией на Украине – Песков
По указу Путина такие данные теперь относятся к государственной тайнеСегодня на официальном портале правовых документов опубликован указ президента Владимира Путина от 28 мая о внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Пункт 10 указа № 1203 от 30 ноября 1995 г. отныне гласит: "Сведения, раскрывающие потери личного состава в военное время, в мирное время в период проведения специальных операций". В прежней редакции этого пункта говорилось о "сведениях, раскрывающих потери личного состава в военное время".
Таким образом, этим указом к гостайне впервые относятся не только потери в военное время, но и в мирное при проведении специальных операций. Остальная правка (в указе три пункта) носит технический характер и вызвана главным образом переименованием министерств и ведомств.
По словам бывшего чиновника Минобороны, появление пункта о засекречивании потерь в мирное время при проведении спецопераций в первую очередь хочется связать с желанием засекретить потери российских военных, связанные с конфликтом на Украине. Однако это решение отражает и более долгосрочную тенденцию. Данных о гибели военнослужащих в мирное время министерство обороны не публикует с 2011 г., теперь под эту политику закрытости подвели юридическую основу - любое происшествие на полигоне, в котором погиб военнослужащий, можно отнести к спецоперации и засекретить.
В Кремле также подтверждают, что засекречивании потерь в мирное время в ходе спецопераций никак не связано с событиями на Украине. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопросы журналистов, не связаны ли эти изменения с событиями на Украине и не означают ли такие изменения, что Россия намерена санкционировать проведение каких-либо спецопераций на территории Украины, ответил: « Ответ: нет, это не связано с Украиной. Нет, не собирается [санкционировать]». По его словам, просто происходит совершенствование законодательства в области государственной тайны. «В данном случае, по мнению соответствующих ведомств, подобный [уровень] секретности наилучшим образом соответствует государственным интересам», - заявил Песков.
В начале 2015 г. «Солдатские матери Санкт-Петербурга» получили ответы на запросы в различные инстанции Минобороны о числе погибших за 2013-2014 гг. военнослужащих. Организация направила запросы в части, по которым имелась информация о погибших (в том числе на юго-востоке Украины) от родственников или из СМИ.
Из 17 ответов статистику предоставила одна войсковая часть. Четыре командира отослали общественников к вышестоящему командованию, двое - в пресс-службу Минобороны, в двух частях сообщили, что запрос не имеет юридической силы. Один командир посчитал, что это информация для внутреннего пользования, еще один ответил, что информация имеет ограниченный доступ, и в ее предоставлении отказал. Также был ответ, что информация относится к сведениям о численности войск и состоянии их боевого обеспечения и находится под грифом «секретно» согласно закону о государственной тайне. Командование Восточного и Южного военных округов назвало запрашиваемую информацию служебной и не подлежащей разглашению. Заместитель командующего Тихоокеанским флотом отметил, что статистику может предоставить только Генштаб.
Общего порядка предоставления сведений о погибших военнослужащих в России нет. При министре Сергее Иванове статистику предоставляло само Минобороны: тогда при примерной численности армии в 1,2 млн человек в год погибало 300 человек, в основном в ДТП. При Анатолии Сердюкове такую информацию публиковала Главная военная прокуратура.