Войсковые части отказались предоставить информацию по погибшим за 2013–2014 гг. военнослужащим
Получить подобную статистику невозможно, отмечают экспертыСолдатские матери Санкт-Петербурга» получили ответы (есть в распоряжении «Ведомостей») на запросы, направленные в войсковые части, командованию военных округов и в ведомства, о числе погибших за 2013-2014 гг. военнослужащих. Организация направляла запросы в те части, по которым имелась информация о погибших (в том числе на юго-востоке Украины) от родственников или из СМИ, говорит пресс-секретарь «Матерей» Александр Передрук.
Пока получено 17 ответов: статистику предоставила только одна войсковая часть (в 2013 г. потерь нет, с июля 2014 г. погибло шесть военнослужащих), остальные отказались по разным причинам. Четыре командира отослали общественников к вышестоящему командованию, двое - в пресс-службу Минобороны, в двух частях сообщили, что запрос не имеет юридической силы, поскольку на нем нет печати. Один командир посчитал, что это информация для внутреннего пользования, и предложил обратиться в пресс-центр военного округа, еще один ответил, что информация имеет ограниченный доступ, и в ее предоставлении отказал. Также был ответ, что информация относится к сведениям о численности войск и состоянии их боевого обеспечения и находится под грифом «секретно» согласно закону о государственной тайне. Командование Восточного и Южного военных округов назвало запрашиваемую информацию служебной и не подлежащей разглашению. Заместитель командующего Тихоокеанским флотом отметил, что статистику может предоставить только Генштаб. Росстат, куда также обращались «Матери», предоставил лишь информацию о преступлениях в армии с января 2013 по июнь 2014 г. (см. врез).
Статистика гибели военнослужащих не является гостайной, уверяет адвокат Иван Павлов, эти сведения можно посчитать служебной информацией ограниченного пользования, но к ней, по сути, можно отнести любые сведения, которые не хотят оглашать. Командиры частей не уполномочены без санкции вышестоящего руководства предоставлять подобную статистику, говорит председатель Военной коллегии адвокатов Владимир Тригнин. Минобороны на запрос «Ведомостей», к какому типу информации относятся сведения о гибели военнослужащих, не ответило.
Что прислал Росстат
За январь - июнь 2014 г. было зарегистрировано 1409 преступлений против военной службы, среди которых 629 случаев самовольного оставления части, 440 нарушений уставных правил взаимоотношений и 115 уклонений от исполнения обязанностей военной службы из-за симуляции болезни и по другим причинам. 2270 военнослужащих было осуждено.
Общего порядка предоставления сведений о погибших военнослужащих нет, поясняет член Совета по правам человека (СПЧ) Сергей Кривенко. При министре Сергее Иванове такую статистику озвучивало Минобороны: тогда при примерной численности армии в 1,2 млн человек в год погибало 300 человек, в основном в ДТП. В 2007 г. сведения публиковать перестали. При Анатолии Сердюкове такую информацию публиковала Главная военная прокуратура. На недавнем совместном заседании СПЧ и Минобороны замминистра Николай Панков сказал, что они не планируют публиковать эти сведения, так как это очерняет армию, вспоминает Кривенко: «В нормативных документах мы не нашли информацию, что Минобороны обязано публиковать эти данные. В законе о гостайне указано, что к ней не относятся случаи защиты прав человека, к закону о персональных данных это тоже не относится, поскольку запрашивалась статистика. Очевидно, что такой разнобой в ответах связан с тем, что подобную информацию не запрашивали».
Руководитель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова говорит, что у общественников нет права на получение подобной информации, могут предоставить сведения лишь по конкретным лицам в случае обращения родственников погибшего. «Мы стараемся не задавать власти подобных вопросов, поскольку знаем, что она будет врать. До сих пор ни по одной войне нет официальных потерь, кроме конфликта в Грузии», - поясняет Мельникова.