Иран и «шестерка» пришли к согласию по ядерной программе Тегерана

Котировки нефти упали на ожиданиях увеличения иранского экспорта после снятия санкций
Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф прибывает на переговоры в Лозанне
Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф прибывает на переговоры в Лозанне / Brendan Smialowski / AP

Иран и «шестерка» пришли к согласию по ядерной программе Тегерана в четверг, 2 апреля. Стороны договорились, что две трети иранских мощностей по обогащению урана будут приостановлены в течение 10 лет, говорится в документе, где излагаются основные параметры соглашения (его опубликовала The Wall Street Journal). В нем говорится, что Тегеран сократит число центрифуг по обогащению урана с 19 000 до 6104, из которых лишь 5060 будут обогащать уран в течение 10 лет. Все лишние центрифуги и мощности по обогащению будут помещены на склады, подконтрольные Международному агентству по атомной энергии и будут использоваться только для замены разрешенного к эксплуатации оборудования.

Также по меньшей мере в течение 15 лет страна не будет строить новые мощности по обогащению урана, а уровень обогащения уже имеющегося не будет превышать 3,67%. Существующие запасы низкообогащенного урана будут сокращены с 10 000 кг до 300 кг. Иран согласился обеднить или вывезти за границу наибольшую часть своих запасов обогащенного урана, отмечает Reuters. Количественные показатели условные, указывает агентство, окончательные договоренности по ним будут достигнуты к концу июня. Представитель министерства иностранных дел Германии подтвердил, что основные пункты сторонами согласованы, передает Washington Post.

По оценкам, сейчас Ирану требуется два-три месяца, чтобы получить расщепляющийся материал в количестве, достаточном для использования в одной единице ядерного оружия, указывается в документе с основными параметрами соглашения. По достигнутой договоренности этот срок будет увеличен до года, и такое положение дел должно сохраняться по меньшей мере в течение 10 лет.

Санкции будут отменены после подписания окончательного документа

После окончания переговоров состоялась пресс-конференция. «Сегодня мы предприняли решительный шаг. Мы согласовали ключевые параметры для будущего соглашения по ядерной программе», – заявила на ней руководитель дипломатии Европейского союза Федерика Могерини. Соглашение должно быть подписано к 30 июня. Как только окончательный документ будет подписан, Европейский союз и США прекратят действие всех санкций, связанных с ядерной программой Ирана, рассказала верховный представитель ЕС по иностранным делам. Международное совместное предприятие примет участие в строительных и модернизационных работах на иранском плутониевом реакторе в Араке, отметила она. «Там не будет производиться оружейный плутоний», - подчеркнула Могерини. «Поскольку Иран стремится получить ядерные технологии исключительно в мирных целях, его возможности по обогащению и хранению ядерных материалов будут ограничены. Ограничения будут действовать в течение согласованных отрезков времени», - рассказала она. «Не будет других объектов по обогащению урана, кроме "Натанц", - заявила верховный представитель.

Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф в своем выступлении также подчеркнул, что все санкции против Тегерана будут аннулированы после заключения всеобъемлющего соглашения. «Все санкции против Исламской республики Иран будут отменены на основании соответствующих процедур», - заявил он на пресс-конференции. Страна планирует выйти на рынок ядерного топлива и хочет продавать обогащенный уран, отметил министр.

Джон Керри написал в Twitter: «Важный день. У «шестерки» и Ирана теперь есть основные параметры, чтобы разрешить основные вопросы по ядерной программе».

Ранее в четверг Зариф заявил, что решения по проекту документа относительно ядерной программы Тегерана найдены. «Решения найдены. Мы готовы начать работу над проектом документа немедленно», - написал он в своем микроблоге в Twitter.

Иран и «шестерка» завершили в четверг, 2 апреля, затянувшиеся переговоры по урегулированию ядерной программы. Попытку совершить прорыв и согласовать политическое заявление, которое должно определить рамки будущего итогового соглашения, предпринимала усиленная команда министров «шестерки».

Изначально стороны предполагали выйти на договоренности к 31 марта. Но к этому моменту удалось лишь согласовать ключевые аспекты на министерском уровне. Экспертам несколько суток не удавалось прописать сам документ.

Договоренность может увеличить избыток нефти на мировом рынке

За переговорами по иранской ядерной программе внимательно наблюдали участники нефтяного рынка. Многие из них полагают, что в случае ослабления санкций Иран, на долю которого приходится около 10% мировых запасов нефти, быстро нарастит добычу и экспорт, увеличив избыток нефти на мировом рынке. «Достижение договоренности по Ирану может в краткосрочной перспективе уронить цены на $3-5 за баррель и замедлить их восстановление во втором полугодии», – сказал WSJ 31 марта аналитик UBS Джованни Стауново.

В течение четверга цены на нефть снижались, а объявление о достижении договоренности привело к еще большему их падению. К 22.30 мск нефть Brent дешевела почти на 4% до $54,84 за баррель, WTI - на 1,8% до $49,19.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), сейчас экспорт из Ирана составляет 1,1 млн баррелей в день, тогда как в середине 2012 г., до ужесточения санкций, – 2,5 млн баррелей. Министр нефти Ирана говорил в марте, что в случае снятия санкций страна может увеличить экспорт на 1 млн баррелей в день. 

Кроме того, Иран, по оценкам, хранит в танкерах 35 млн баррелей нефти, которая может быстро поступить на рынок в случае снятия части санкций. Однако за исключением этого объема «крайне маловероятно, что Иран сможет увеличить добычу» в ближайшее время, скорее это произойдет «где-то в 2016 г.», полагает Эд Морс, руководитель отдела анализа глобальных сырьевых рынков Citigroup: сначала должны быть реализованы договоренности по ограничению ядерной программы, налажен контроль за их исполнением, выполнен целый ряд прочих технических условий. Кроме того, указывают некоторые аналитики, нынешнее соглашение – это лишь рамочная договоренность, поэтому сейчас существенного влияния на нефтяной рынок оно может и не оказать. Важнее для участников рынка будут детали окончательного соглашения, которое должно быть согласовано до 30 июня.