Западные инвесторы готовятся выйти на фондовый рынок Ирана
Хотя некоторые из них еще недавно даже не знали о его существованииЕсли Ирану и странам «шестерки» удастся достичь соглашения по его ядерной программе и международные санкции будут по крайней мере частично отменены, западные инвесторы наверняка потянутся на его фондовый рынок. Многие из них сначала, по всей видимости, будут осуществлять вложения через Тегеранскую фондовую биржу. Это может привести к взлету котировок акций иранских компаний.
«У Ирана уникальное сочетание характеристик, присущих пограничным и развитым рынкам, которые могут сделать его очень привлекательным: хорошо образованное население, крупный средний класс, значительная промышленная база, он добился серьезного прогресса в ликвидации субсидий, что существенно улучшило макроэкономическую картину, – говорит Элисон Грэм, директор по инвестициям нью-йоркской Voltan Capital Management, которая специализируется на пограничных рынках. – Но в то же время такие показатели, как темпы экономического роста, показатели стоимости ценных бумаг и потенциал их роста, соответствуют пограничным рынкам, находящимся на более ранней стадии развития».
Детали переговоров, которые сейчас ведут в Швейцарии дипломаты Ирана и стран «шестерки», мало известны, но их цель – ограничить ядерную программу Ирана в обмен на постепенное снятие экономических санкций, введенных США, ЕС и ООН. Ранее участники переговоров установили себе в качестве крайнего срока для достижения рамочного соглашения 31 марта, но под конец дня стало понятно, что согласовать все позиции не удается. Консультации должны продолжиться сегодня. У сторон сохраняются разногласия по поводу сроков и порядка отмены санкций; Иран, в частности, настаивает на снятии санкций с его банковской системы, которые являются главным препятствием для привлечения зарубежных инвестиций на его фондовый рынок.
Тот факт, что у Ирана вообще есть фондовый рынок (не говоря уже о том, что он вызывает интерес у сотен руководителей западных инвестиционных и хедж-фондов, которые в последние месяцы зачастили в Тегеран), удивляет даже некоторых опытных инвесторов. Юха Койонен, руководитель хельсинкского Confido Capital, начиная с 2008 г. инвестировал в Иране десятки миллионов долларов, а до того, по его собственным словам, он даже не подозревал, что в Иране существует рынок акций. Confido Capital (под управлением около $200 млн) – одна из всего лишь нескольких западных компаний, присутствующих сейчас на иранском рынке. Санкции США, ЕС и ООН, запрещающие западным банкам работать с иранскими, не позволяют иностранным инвесторам не только выходить на него, но и покидать, если там остались их деньги.
Потенциальные инвесторы указывают на ряд административных и инфраструктурных препятствий, которые необходимо устранить, чтобы отмена санкций привела к масштабному притоку инвестиций с Запада. Среди них, например, отсутствие глобальных депозитарных банков и нехватка качественной аналитики по компаниям. «Те, кто сейчас выделяют значительные средства для возможных инвестиций в Иране, забегают вперед», – предупреждает Грэм.
Пока не ясно, как быстро изменится ситуация. Но некоторые западные управляющие уже строят планы. А финансовые компании из Тегерана стараются удовлетворить спрос инвесторов, желающих получить информацию и посетить Иран. Поэтому немногие отели западного уровня в Тегеране постоянно заполнены, а у иранских финансистов едва хватает времени на туры и брифинги для западных инвесторов. «Я каждый день встречаюсь с управляющими фондами», – говорит Реза Солтанзаде, гендиректор Iran Industries Investment.
Несмотря на подводные камни, фондовый рынок Ирана функционирует лучше, чем многие пограничные и даже развивающиеся рынки, и у него есть потенциал значительно обойти их, обнаруживают западные инвесторы. «Если соглашение [о ядерной программе] заключат, все изменится к лучшему, – считает 28-летний индивидуальный инвестор Эхсан Юсефаздей. – Если придут иностранные инвесторы, рынок значительно вырастет».
Инвесторы, у которых зависли деньги на иранском рынке, признают, что для них все оказалось не так плохо. За последние несколько лет он вырос в несколько раз, а в 2013 г. взлетел после того, как новым президентом был избран Хасан Роухани, пообещавший снова открыть страну миру. Правда, в прошлом году на прибыли инвесторов негативно отразились снижение курса риала и падение цен на нефть. Общая капитализация активов на бирже в риалах в прошлом году сократилась более чем на 25%, а в долларовом выражении – более чем на треть до $83 млрд. С начала 2015 г. рынок упал на 5,5%.
Динамика индекса Тегеранской фондовой биржи (помесячные данные)
Тегеранская фондовая биржа, размещающаяся сейчас в здании рядом с мебельным базаром, была основана в 1968 г. Несмотря на политические и экономические проблемы Ирана в последующие десятилетия, ей удалось во многом сохранить изначальную правовую структуру, ориентированную на привлечение западных инвесторов, и относительно жесткие требования к корпоративной отчетности. Брокерами на бирже работают и мужчины, и женщины, сидящие за рядами столов, которые расположены вокруг табло с котировками. Нередко торговый зал биржи напоминает сонное царство. Кроме того, на рынке не проводятся сделки с деривативами, нет возможности открывать короткие позиции и маржинальной торговли.
Около 10 лет назад Иран начал программу приватизации, в результате которой, пусть и частично, акции компаний, напрямую принадлежавших правительству, перешли в руки иранских пенсионных фондов. Правда, фонды эти тоже контролируются госструктурами, поэтому значительная часть рынка находится под контролем государства, что беспокоит некоторых потенциальных инвесторов. Но, как утверждают представители иранских финансовых компаний, привлекающих западных инвесторов, конечная мотивация этих фондов – прибыль, поэтому они в ближайшие годы могут продать акции, чьи котировки не показывают хорошего роста.
Защита инвесторов, в том числе иностранных, на иранском рынке не соответствует стандартам полностью развитых рынков, но значительно лучше, чем в других странах, где инвестирует Confido Capital, включая Россию и некоторые страны Африки, уверен Койонен. По его словам, он и его инвесторы рассмотрят вопрос о новых инвестициях в Иране, если дипломаты заключат надежное политическое соглашение и санкции будут сняты. Тем не менее Койонен сохраняет осторожность: «Как и на любом пограничном рынке, здесь многое необходимо сделать».
Перевел Алексей Невельский