Партнер проекта:
Сбер

Иван Синчило: «Банки заинтересованы в финансировании проектов в сфере IТ»

Управляющий директор Сбербанка о том, как кратно повысить эффективность реализации IT-проектов
Максим Стулов / Ведомости

Введенные в 2022 г. санкции против отечественного бизнеса, в том числе в сфере информационных технологий, а также массовый уход из России западных IТ-вендоров показали, что для достижения цифровой независимости нашей стране нужны собственные IТ-решения. Появилось много отечественных игроков, которые стали разрабатывать импортозамещающее программное обеспечение (ПО), технологии и оборудование. Соответственно, увеличилось количество заявок на получение финансирования этих проектов, наш банк отчетливо видит эту тенденцию.

На 22% до 3,8 трлн руб.
увеличился оборот российского IТ-сектора в 2022 г. относительно 2021 г., по данным исследования «СПАРК-Интерфакса». В исследовании учитывалась выручка компаний, виды деятельности которых по ОКВЭД – разработка компьютерного ПО, предоставление консультационных и сопутствующих услуг в данной области, деятельность в области информационных технологий.

Есть ощущение, что многие, кто работает в IТ-отрасли, считают, что главное – это классная идея, а все остальное, включая финансирование, приложится само собой. Но главная составляющая успеха – это грамотная реализация проекта. У нас в России есть крупные IT-компании, которые способны реализовывать проекты сами, без участия государства. У них есть для этого необходимые ресурсы, мы с ними много и плодотворно сотрудничаем. Но есть и множество более мелких команд, которые тоже хотели бы разрабатывать свои продукты. С их финансированием иногда возникают сложности. Как банк, на каждом этапе разработки и внедрения продукта мы обязаны понимать, какие у нас риски, какие гарантии, кто еще финансово участвует в проекте. Если к нам придут люди, 20–30 человек отличных разработчиков, у которых есть прекрасная идея, компьютеры и арендованный офис, выдать им, например, 1 млрд руб. мы не сможем, поскольку банк, как финансовое учреждение, не может принять на себя такой риск в одиночку. С другой стороны, стране нужны сложные комплексные проекты, такие, например, как разработка и производство российских чипов. Для этого нужны инвестиции, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, а их не могут себе позволить даже крупные корпорации.

И тут в игру вступает государство. Для того чтобы обеспечить технологическую независимость от иностранного ПО и простимулировать спрос на отечественные решения, правительство России в последние несколько лет разработало комплексные меры господдержки IТ-отрасли. Они включают в себя налоговые льготы, программы льготного кредитования (размер льготной ставки по кредиту для проектов по разработке и внедрению российских IТ-решений составляет от 1 до 5%. – «Ведомости&»), гранты, субсидии и т. д. Это хорошие и нужные меры, их много, работа по их формированию проделана большая, и мы в ней по мере сил тоже участвовали и участвуем. Но есть сложность: для получения господдержки IТ-компаниям нужно удовлетворять всем условиям той или иной госпрограммы, а так бывает не всегда. Разработчик может частично удовлетворять требованиям одной программы, частично – другой, а в итоге не вписываться в рамки ни одной программы, особенно если продукт сложный и комплексный, включающий в себя разработку ПО и «железа». Из-за этого складывается парадоксальная ситуация: мер поддержки существует много, а пользуются ими не так много компаний, как могли бы.

Каждый проект уникален, и вписывать его в определенные заданные рамки мне кажется не совсем правильным. Логичнее было бы двигаться от обратного, т. е. от задачи. Сначала определить цель – какие программно-аппаратные комплексы нужно импортозаместить. И под создание конкретных продуктов вырабатывать или корректировать существующие меры поддержки. Для этого можно создать с участием банков постоянно действующую межведомственную комиссию по аналогии с той, которая была создана для рассмотрения заявок иностранных компаний по операциям с российскими активами (соответствующая комиссия по выдаче разрешений на осуществление сделок резидентов с иностранными лицами, а также валютных операций была создана в Минфине в марте 2022 г. – «Ведомости&»). Такая комиссия для IТ-отрасли могла бы рассматривать меры поддержки для каждого конкретного приоритетного для страны проекта индивидуально, согласованно применяя различные механизмы для разных этапов реализации. Важно, что при этом все участники процесса будут понимать, кто и как будет действовать на следующем этапе после успешной реализации очередного этапа и что в конце этой цепочки будет профинансировано.

На первом этапе можно финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) с помощью грантов. Государство может отобрать, допустим, проекты пяти компаний, которым оно готово поручить создание определенной импортозамещающей продукции. Из отобранных проектов только 2–3 достигнут нужного результата. Дальше нужно выделить этим проектам финансирование на создание опытных образцов. На этом этапе можно привлекать не только государственные, но и спонсорские деньги, спонсорами могли бы выступить крупные игроки, заинтересованные в создании подобных производств.

После того как продукт доказал свою состоятельность, можно приступать к созданию массового производства. На этом этапе уже можно привлекать банковское финансирование, но государственная поддержка проектов в ряде случаев все равно будет необходима. Например, когда требуется, чтобы госструктуры обеспечили закупки этих решений в определенных объемах и сроках. Государство как раз и может обеспечить этот спрос, гарантируя банку, что оно выступит заказчиком продукции.

Банки заинтересованы в том, чтобы импортозамещающих проектов в сегменте IТ было как можно больше, желание и возможности для их финансирования у нас есть. Хорошо, что есть компании, которые вкладывают собственные средства в НИОКР, создание IТ-технологий и оборудования. Государство, в свою очередь, им активно в этом помогает. Практически невозможно профинансировать проект за счет собственных средств компании, но другой крайностью является его реализация только за счет бюджетных средств. Банки, как профессиональные участники финансового рынка, способны эффективно оценивать риски реализации проекта на ранних этапах. Поэтому их участие в момент структурирования сделки позволит сэкономить бюджету гигантские средства. И я уверен, что, изменив подход к поддержке подобных проектов, мы добьемся увеличения объема финансирования IТ-проектов даже не в разы, а в десятки раз.