Партнер проекта:
Авито

Андрей Рыбинцев, «Авито»: «Рекомендательный сервис предложит офисы еще до того, как они понадобятся»

Как искусственный интеллект ищет офисы для больших и маленьких
Наташа Шарапова для Ведомостей

«Авито» усилил команду экспертов по рынку недвижимости, они помогают нам увидеть новые параметры, меняющиеся тренды рынка, под которые мы подстраиваем объявления и алгоритмы поиска. В 2020 г. мы намерены активно изучать интересы наших пользователей в сфере коммерческой недвижимости. Долгосрочная цель еще более амбициозная – с помощью больших данных (big data) и искусственного интеллекта создать сервис, который сможет предугадывать нужды клиента и предлагать оптимальное решение.

Арендой офисной недвижимости интересуются самые разные предприниматели: офисы до 20 кв. м обычно ищут фрилансеры, площади в 20–100 кв. м интересуют мелких предпринимателей и создателей стартапов, офисы в 100–300 кв. м арендуют средний бизнес или региональные отделы продаж компаний, в помещениях в 300–1000 кв. м и более обычно размещаются крупный бизнес и корпорации.

«Авито». Недвижимость для офисов

Варианты доступа к объявлениям:
✦ Карты
✦ Рекомендации
✦ Поиск

Самый активный рынок – в Москве: коммерческие компании развиваются и нуждаются в расширении площадей; ведомства и государственные компании покидают старые административные здания и переселяются в более современные; инвесторы покупают офисные площади, чтобы заработать на аренде.

Требования, разумеется, у всех разные, но за последние пять лет мы видим четкую тенденцию: хороший офис стал конкурентным преимуществом при поиске работников, нанимать лучших специалистов без комфортного и современного офиса невозможно. Бизнес активно ищет готовые рабочие места и гибкие пространства, поэтому, например, рынок коворкингов растет стремительно – объем сданных в этой категории площадей увеличивается в 2–3 раза ежегодно. Из-за дефицита мест под застройку в центре Москвы вырос спрос на уже имеющиеся площади с хорошим ремонтом – все хотят современный офис в центре.

Как «Авито» реагирует на эти запросы? И, что еще важнее, что сервис делает, чтобы оставаться полезным и актуальным и в будущем, когда тенденции, возможно, изменятся? Для этого «Авито» использует множество различных алгоритмов.

Как эволюционирует работа с объявлениями

Первый важный этап – работа с объявлениями и их авторами. Отдельный алгоритм анализирует качество объявлений.

Как работает искусственный интеллект

Мы создаем вектор объявления – это математическое представление всех его параметров (текста, картинок, геолокации и т. д.) в виде набора чисел. Такое представление генерируется с помощью нейронных сетей и позволяет находить похожие объявления (у них будут близкие векторы).
Аналогичным образом можно построить вектор интересов пользователя – математическое представление того, чем он интересуется на «Авито».
В векторах миллионов наших пользователей нейросеть ищет закономерности-паттерны. Например, если человек ищет оборудование для бизнеса, то с большой вероятностью будет искать и помещение под офис. На основе этого паттерна для новых пользователей, которые только ищут оборудование, можно будет предположить, что им интересны офисы для аренды.

Например, недобросовестные продавцы часто используют в объявлениях чужие фотографии. Искусственный интеллект находит такие объявления, причем может узнать фото, даже если оно модифицировано (обрезано, перевернуто и т. д.). Он же может на основании аналогичных предложений оценить, насколько реалистична предложенная цена. Подозрительные объявления удаляются. Когда для одной учетной записи продавца накапливается некоторое количество претензий, мы связываемся с ним и делаем предупреждение, в случаях когда ситуация не исправляется, оставляем за собой право его заблокировать.

Продавцы, которые размещают объявления с большим количеством хороших фотографий, подробным описанием, достоверной информацией и не получают нареканий от покупателей, имеют приоритет в показе.

Неаккуратных продавцов алгоритм, напротив, понижает в поисковой выдаче, нарушителей правил площадки и вовсе блокирует. В итоге продавцы вынуждены внимательно соблюдать правила, а покупатели получают лучшие объявления.

В день авторы объявлений в разделе «Коммерческая недвижимость» на «Авито» получают сотни звонков, и это только те, что мы можем определить с помощью приложения. Поскольку значительное количество сделок проходит вне площадки, фактически этот показатель гораздо больше.

Как эволюционирует поиск

Эволюционирует и поиск на «Авито». Если раньше в поисковой выдаче главным приоритетом было время размещения объявления (самые свежие объявления – наверху), то теперь мы стремимся сделать выдачу максимально релевантной для конкретного пользователя с учетом его интересов, геопозиции, предыдущих просмотров или сделок на площадке. Сегодня поиск уже не делает грубых ошибок: если вы ищете офис или квартиру с холодильником, алгоритм не будет вам показывать объявления о продаже холодильников.

Мы умеем анализировать каждый конкретный поисковый запрос, выдавать объявления, подходящие не только по базовым параметрам (метраж, цена, срок аренды), но и с учетом нюансов информации, содержащейся внутри самого текста объявления. В случае с офисом это может быть, например, наличие кофе-машины или возможность уборки.

Что такое качественное объявление

✦ С продавцом можно связаться, объект не сдан.
✦ Достоверные параметры. Адрес и реальность фотографий подтверждены.
✦ Продавец тот, за кого себя выдает.
✦ Есть много качественных фотографий.
✦ Описание и параметры подробно заполнены.
✦ Реальная (не заниженная) цена.

Рекомендательный сервис на сегодняшний день – самый перспективный. Персонализация вообще один из самых быстрорастущих трендов машинного обучения. На «Авито» уже более 30% просмотров поступает от сервиса рекомендаций, и мы работаем над тем, чтобы этот показатель рос.

Мы работаем в двух основных направлениях при формировании персональной ленты рекомендаций на главной странице. Первое: если пользователь интересуется объектом, мы предлагаем похожие. Второе: анализируя портрет пользователя, предлагаем ему объявления, которые заинтересовали людей с похожей историей поиска или сделок на площадке. Наш алгоритм постоянно совершенствуется благодаря обратной связи: если пользователь кликнул по объявлению, которое предложил сервис рекомендаций, это значит, что мы правильно обучили искусственный интеллект.

Уже сейчас алгоритмы способны анализировать довольно тонкие нюансы: какие цены, площади и расположение недвижимости интересны пользователю. Мы дополнительно оптимизируем наш алгоритм, и в будущем он сможет различать другие важные для сферы коммерческой недвижимости параметры и предлагать пользователю более релевантные объявления.

Еще более амбициозная задача на уровне мировых технологических гигантов, таких как Google и Facebook, состоит в том, чтобы перейти к предиктивности, т. е. способности на основе больших данных через рекомендательный сервис предлагать предпринимателям офисы еще до того, как они сами поймут свою потребность. &

Автор – руководитель департамента аналитики «Авито»