Марат Хуснуллин о том, что такое «идеальная Москва»...
...и как сформировать новый образ жизни в мегаполисеЕще 8,5 лет назад мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу развивать Москву как «город для людей», т. е. сделать ее комфортной, открытой, удобной и привлекательной для всех независимо от возраста. Именно этой концепции мы и придерживаемся.
Что такое идеальный дом
Что это за «город для людей», так называемый идеальный город? Это такой мегаполис, где человек живет в доме с гибкой планировкой квартир, где расположение входных групп на нулевой отметке – никаких лестниц и пандусов, что важно и для родителей с маленькими детьми в колясках, и для людей с ограниченными возможностями. В доме с привлекательной архитектурой, в частности с вариативностью фасадов, разноуровневыми секциями. Это не те серые панельные коробки, которые прозвали каменными джунглями, нет, их время ушло. Идеальный дом – это дом, где на первых этажах располагаются все необходимые социально-бытовые услуги (магазины, аптеки, кафе и даже детский садик), где есть свой двор с детской и спортивной площадками, прогулочными аллеями, клумбами.
Сейчас мы реализуем программу реновации жилья. Это беспрецедентная по масштабу программа, каких в мире еще никто не реализовывал. Причем программа абсолютно социальная. Приступили мы к ней в 2017 г., и уже сейчас она набрала хорошие темпы,даже более высокие, чем мы ожидали. Напомню, что программа предусматривает расселение и снос 5173 домов, в которых проживает около 1 млн человек. Все они получат от города не только новые квартиры большей площади и лучшего качества, но и умные дома, а главное – городскую среду нового качества, современную, комфортную, проницаемую.
Минимум времени на дорогу
Все современные кварталы должны быть обеспечены транспортом, в первую очередь – метро, станциями скоростной железной дороги, чтобы человек мог добраться из дома на работу, учебу и обратно, затратив на дорогу минимум времени. Кстати, как раз экономия времени жителями мегаполисов считается высшим достижением урбанистики во всем мире. Идеальная Москва – это город, где рядом с жильем есть и школа, и детский сад, и поликлиника, и офисы, чтобы можно было работать рядом с домом, и места для досуга и спорта, чтобы жители имели возможность прогуляться в парке, сходить в кино, в бассейн.
Именно так мы Москву и развиваем. Такая концепция лежит в основе всех наших инфраструктурных проектов, будь то реновация промзон, реновация жилого фонда, развитие новой Москвы.
Если добьемся того, что хотя бы 10% горожан будет иметь возможность жить, работать и отдыхать в одном месте, не используя транспорт, то в масштабах города совершим прорыв. В идеальном городе в пешей доступности работает 30% населения – это высшее градостроительное достижение во всем мире. Надо к нему стремиться. В этом плане я согласен с Яном Гейлом, известным датским урбанистом: он считает, что город приближается к идеальному, когда большая часть перемещений осуществляется жителями пешком или на общественном транспорте.
Москва на пути к достижению идеала. Но путь этот долгий и непростой. Сингапуру, к слову, понадобилось 40 лет, чтобы стать тем чудом, известным во всем мире. Это при том, что город строился фактически с нуля, а Москве – 872-й год, и это город со своей богатой историей, достаточно плотной и многоплановой архитектурной застройкой, густонаселенный. И совершить такой прорыв в одночасье невозможно.
Транспортный рывок
За 8,5 лет мы достигли многого. Совершили рывок в транспортном строительстве, что очень важно, ведь именно оно является ключом, открывающим дверь в идеальный город, о котором я говорил. Чем больше людей будет жить и работать в пешей доступности от скоростного общественного транспорта, тем лучше. Это экономия времени для саморазвития, образования, досуга, поддержания здорового образа жизни. По сути, это инвестиции в человеческий капитал. Кроме того, каждая сэкономленная человеком минута в пути в пересчете на количество населения Москвы (а это 12,6 млн человек только по официальным данным) дает колоссальный экономический эффект.
Основная цель, поставленная мэром Москвы Сергеем Собяниным, – добиться того, чтобы через 5 лет шаговый доступ к метро и скоростной железной дороге имело 95% горожан. На достижении этой цели сосредоточены все наши усилия. Сегодня этот показатель составляет 85% (в других мегаполисах мира среднее значение – 72%). Мы не забываем о дорожном строительстве. Всего за 8 лет протяженность московских дорог выросла на 19%, искусственных сооружений – на 35%. Именно транспортная инфраструктура является тем паровозом, который тянет за собой все остальное и в первую очередь – инвестиции в недвижимость: жилье, социалку и т. д. Это главный драйвер развития всего мегаполиса, без которого у него просто нет будущего. Есть абсолютно четкие данные: на 1 бюджетный рубль, вложенный в транспортную инфраструктуру в пешей доступности, поступает 3 руб. инвестиций в недвижимость.
Снизить маятниковую миграцию
Развитие транспортной инфраструктуры позволило нам сбалансировать развитие всего города в целом и приступить к реализации масштабных инфраструктурных проектов комплексного развития территорий – новой Москвы, промзон, реновации жилого фонда, обустройства набережных Москвы-реки, формирования крупных кластеров и парков. Все эти территории развиваются комплексно: вводимое жилье сразу же обеспечивается детскими садами, школами, поликлиниками, спортивными и досуговыми объектами в шаговой доступности. Кстати, по комфортности досуговой инфраструктуры Москва занимает сегодня 3-е место в мире среди других мегаполисов. Будем стремиться к лидерству.
Очень важно, что мы формируем на территориях развития, в так называемых точках роста, рабочие места, чтобы снизить маятниковую миграцию, когда огромное количество москвичей утром едет на работу в центр, а вечером возвращается обратно.
Сбалансированная застройка, соответствующая планировка территорий, яркая, радующая глаз архитектура, благоустроенные дворы, первые этажи с общественными функциями, зеленые зоны и парки – это и многое другое позволит людям не просто улучшить условия проживания, а окунуться в совершенно новую городскую среду в условиях плотного мегаполиса, по сути, сформировать новый образ жизни. &
Автор – заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства