Москва ищет зону комфорта
Как город решает главные проблемы мегаполисовМинимум транспортных проблем, доступная каждому социальная и досуговая инфраструктура, работа рядом с домом и умные технологии – таковы идеалы современного мегаполиса. Как к ним стремится российская столица?
Из места работы – в комфортную среду
Главные приоритеты градостроительной политики в крупнейших мегаполисах сейчас лежат в нескольких областях: обеспечение доступности жилья, надежная мобильность на основе общественного транспорта, экономический рост для всех, интенсивное землепользование, устойчивое развитие и сохранение окружающей среды. К такому выводу пришли эксперты PwC в исследовании 14 мировых мегаполисов «Пространство города для человека. Исследование уровня и динамики градостроительного развития крупнейших мегаполисов мира».
В Москве ключевые тренды развития учтены в концепции, которая лежит в основе всех московских инфраструктурных проектов, – мэр Сергей Собянин кратко определил ее как «город для людей», рассказывает вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин (подробнее см. статью на стр. 01).
Территории для жизни
Комфортность города для проживания определяет наличие, близость и финансовая доступность физической инфраструктуры и объектов сферы услуг, которые необходимы для жизни и процветания человека. Качество и организация городской среды во многом определяют уровень развития основных сфер жизни города, указывают эксперты PwC.
Идеальный мегаполис – это город, где рядом с жильем есть и школа, и детский сад, и поликлиника, и рабочие места, и инфраструктура для отдыха и спорта, говорит Хуснуллин. Эти принципы лежат в основе всех городских градостроительных программ – развития промзон, набережных, создания научных кластеров и т. д., подчеркивает он. По данным комплекса градостроительной политики, в московских проектах комплексной застройки около 40% введенных площадей приходится на жилье, а остальное – на необходимую социальную, торговую и бытовую инфраструктуру, а также офисы.
прибавило московское метро за восемь лет, увеличившись до 455 км. К 2023 г. оно станет протяженнее в 2 раза по сравнению с тем, каким было восемь лет назад
Это соотношение соблюдается и в самой масштабной городской градостроительной программе – реновации жилья. Она предусматривает расселение и снос 5173 домов и переселение 1 млн горожан в новые дома. Это новое жилье будет умным и расположится в городской среде нового качества, обещает Хуснуллин.
По оценке PwC, Москва вместе с Нью-Йорком, Лондоном, Парижем, Берлином и Барселоной вошла в группу так называемых городов-альтруистов, которые смогли максимально развить инфраструктуру и услуги при разумном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду. По комфортности городской среды российская столица заняла 5-е место, по обеспеченности досуговой инфраструктурой – вошла в тройку лидеров, а по наличию торговых объектов в пешей доступности – оказалась в лидерах, следует из материалов исследования.
Рукой подать
Экономия времени жителями мегаполисов считается высшим достижением урбанистики во всем мире, говорит Хуснуллин. Цель – обеспечить через пять лет 95% горожан станциями метро и скоростной железной дороги в шаговом доступе. Сейчас они есть у 85% жителей столицы.
Для этого в городе создана единая система городского транспорта из метро, Московского центрального кольца (МЦК) и радиальных железных дорог. Ключевой проект метростроя на ближайшие годы – сооружение Большой кольцевой линии (БКЛ) протяженностью 70 км с 31 станцией. Она создаст новый пересадочный контур на расстоянии одной или нескольких станций от существующей Кольцевой линии.
Радиальные железнодорожные маршруты объединены в проект «Московские центральные диаметры» – 17 сквозных маршрутов протяженностью 446 км и более 200 станций будут интегрированы с метро и МЦК. Фактически после реализации проекта Москва получит еще одно наземное метро и время путешествия из одного конца города в другой по БКЛ сократится почти в 2 раза, считает Хуснуллин.
Москва притормозила с пробками
Москва – единственный город из исследования PwC, в котором темпы развития дорожной сети оказались выше темпов расширения застроенной территории. В 2017 г. российская столица покинула десятку самых загруженных городов в рейтинге загруженности дорог нидерландской компании TomTom.
(население Москвы превышает 12,5 млн человек) из 34 районов Москвы с завершением строительства БКЛ получат в шаговой доступности от дома и работы новые станции подземки. БКЛ уже готова на 50%, а полностью замкнуть ее планируется в 2022 г. Первый участок кольца с шестью станциями от «Делового центра» до «Петровского парка» открыт в 2018 г.
С 2012 г. в столице построено 820 км дорог. Самый масштабный проект ближайшего будущего – формирование хордового кольца из четырех магистралей (Северо-Западная хорда (СЗХ), Северо-Восточная хорда (СВХ), Юго-Восточная хорда и Южная рокада). Оно пройдет между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Общая протяженность хордового кольца составит 330 км. До конца года будет готова СЗХ, на 70% готова СВХ, а остальные – в стадии проектирования.
Открыть замок
Долгие годы Москва-река и ее берега не развивались, фактически были закрыты на замок, рассказывает Хуснуллин. Теперь, когда реализуется мегапроект по развитию прибрежных территорий Москвы-реки, берега будут застраиваться, заселяться, а значит, реку логично использовать не только в качестве туристического «аттракциона», но и как полноценный водный транспорт.
Так, например, путь по Москве-реке от жилого района «ЗИЛ» до «Зарядья» по воде займет всего 12 минут – в 2,5 раза быстрее, чем на метро. Предполагается, что первый регулярный речной рейс – 10-километровый маршрут от Мневников до Киевского вокзала – откроется в столице в 2021 г. Путь туда и обратно займет чуть более 1,5 часа.
Город для бизнеса
Масштабные проекты последних лет по созданию комфортной городской среды в определенные моменты доставляли неудобства и горожанам, и бизнесу, но впоследствии это многократно окупилось, рассказывал Собянин в июне на Петербургском международном экономическом форуме.
Городское пространство стало более привлекательным и для горожан, и для туристов, и для бизнеса. За восемь лет число ресторанов и кафе выросло в 1,5 раза, торговых точек в целом – в 2 раза, капитализация зданий на территории реконструируемых общественных пространств увеличилась в 20–30 раз, рассказывал Собянин. Все затраты на благоустройство давно окупились за счет увеличения турпотока, уверен он.
Москва к 2025 г. может войти в десятку городов, лидирующих по темпам роста туристического потока, а вклад туризма в ВВП может вырасти вдвое, указано в исследовании консалтинговой компании BCG «Красота среди бегущих: Москва на мировой карте туризма». Проведение чемпионата мира по футболу летом 2018 г. показало, что Москва может предложить туристический продукт мирового уровня, а ее инфраструктура готова принять гораздо более интенсивные потоки туристов, чем ранее, отмечают эксперты BCG. После ЧМ, в сентябре – декабре 2018 г., турпоток вырос на 117%, тогда как до проведения чемпионата он не превышал 13%, отмечают в BCG. По мнению экспертов компании, к 2025 г. выручка от туризма в городе может увеличиться вдвое до 1,5 трлн руб., а вклад в экономику Москвы – составить уже 6–8%.
Ум для города
По данным EY, Москва вместе с Лондоном и Нью-Дели входит в тройку крупнейших мировых городов, население которых больше всего удовлетворено цифровыми услугами. С 2011 по 2017 г. число электронных сервисов в Москве увеличилось почти в 15 раз, каждый второй житель города стал пользователем электронных госуслуг, отмечала Всемирная организация электронных правительств городов мира WeGo. В 2018 г. уже почти 75% горожан, по данным городского комитета госуслуг, зарегистрировалось на портале госуслуг.
Мегаполисы мира стали умными, полностью изменив свой взгляд на то, как технологии могут улучшить городские процессы и предоставить новые преимущества гражданам, предприятиям и некоммерческим организациям, отмечается в исследовании Deloitte «Будущее проясняется». Такие умные города в первую очередь стремятся повысить эффективность своей деятельности с помощью современных технологий. Но они идут и дальше, занимая лидирующие позиции в сфере инициатив по укреплению здоровья населения (подробнее см. статью на стр. 01). &
Текст: Татьяна Щукина