Как развивается рынок корпоративных коммуникаций
От видеоконференций до IP-телефонииПандемия COVID-19 придала российскому рынку корпоративных коммуникаций дополнительный импульс развития, а политическая турбулентность последних двух лет помогла освободить рыночные ниши, в которых прежде доминировали иностранные игроки. Сейчас их долю делят как традиционные участники рынка, так и IТ-гиганты, готовые предложить отечественным компаниям собственные продукты. Эксперты прогнозируют, что будущее за теми, кто сумеет предложить клиентам комплексные решения.
История рынка корпоративных коммуникаций в России
Отечественный рынок видеосвязи и корпоративных коммуникаций стал формироваться в начале 2000-х гг., когда в страну пришли технологии для передачи видео. На тот момент в России своих разработок в этой области не было.
Формированием российской инфраструктуры видеокоммуникаций, стандартов отрасли, услуг, обучением и сертификацией системных интеграторов и специалистов занимались ведущие иностранные вендоры – Cisco, Polycom, LifeSize, Avaya и др. На их базе строились крупнейшие государственные и коммерческие системы корпоративных коммуникаций.
В 2020 г. пандемия способствовала значимому скачку в развитии индустрии видеокоммуникаций и научила пользоваться видеосвязью даже тех, кто раньше не знал о ее существовании, вспоминает Станислав Иодковский, генеральный директор IVA Technologies – компании, специализирующейся на разработке и внедрении систем корпоративной коммуникации. «Главным выгодоприобретателем стал Zoom, который в ряде случаев бесплатно (для корпоративной связи – платные тарифы) предоставлял сервис видеоконференц-связи (ВКС)», – указывает эксперт. Именно тогда, отмечает он, начали набирать обороты и российские игроки, забравшие долю рынка в госсекторе и структурах, где действовала программа господдержки отечественных разработчиков. «В то же время российским компаниям приходилось постоянно доказывать заказчикам, что наши решения не уступают зарубежным», – отмечает Иодковский.
В 2022 г. в России IT-ландшафт изменился: массовый исход из России иностранных вендоров дал исторический шанс отечественным разработчикам и освободил большую нишу на рынке корпоративных коммуникаций. «При этом от таких игроков, как Cisco, Avaya и Polycom, нам осталась огромная инсталлированная база оборудования и решений иностранных компаний, которая за 20 лет была внедрена в российский рынок во всех сегментах и вертикалях: госкорпорациях, коммерческом и частном секторе, промышленности, банковской сфере, ритейле и т. д., – рассказывает Иодковский. – Именно рациональное замещение огромного по емкости рынка инсталлированной базы стало основным драйвером роста рынка».
Российский рынок корпоративных коммуникаций на сегодняшний день, по оценкам IVA Technologies, составляет более 80 млрд руб., и он продолжит расти. По оценке директора по развитию бизнеса компании Vinteo Бориса Попова, рынок корпоративных коммуникаций растет в среднем на 20–40% в год.
Кто ведет видеоконференции
Одним из сегментов рынка корпоративных коммуникаций являются системы ВКС.
До 2022 г. около 80% спроса на отечественные решения приходилось на госсектор, в 2023 г. уже порядка половины заказов на импортозамещение стали формировать коммерческие структуры, отмечали участники октябрьского форума «Видео+Конференция 2023». Изменилось и позиционирование российских продуктов. Поначалу импортозамещение было в большей степени приемом маркетинга, но после событий 2022 г. переход на российские решения рассматривается уже как вопрос удобства и безопасности, отметили участники форума. В результате стали появляться новые игроки и новые решения.
По данным аналитического агентства холдинга Т1, в 2022–2023 гг. на российский рынок вывели 23 ВКС-системы, – рассказал на конференции заместитель генерального директора по развитию бизнеса НОТА (холдинг Т1) Антон Спирин. Иодковский тогда же спрогнозировал, что через год доля иностранных компаний в корпоративных коммуникациях сократится на 90%.
Эксперты отмечают, что в госсекторе и критической информационной инфраструктуре в основном реализуется спрос на решения ВКС on-premise (работающие на собственном оборудовании клиента). Облачные решения востребованы в более «открытых» отраслях – бизнесе и образовании. По оценкам IVA Technologies, по состоянию на начало 2023 г. свыше половины решений ВКС были отечественными – и в сегменте on-premise, и в облачном. За прошлый год эти доли существенно выросли.
Трендом последних лет стало и то, что крупные корпорации, такие как «Сбер», начали разрабатывать собственные решения для корпоративных коммуникаций и выходить с ними на рынок. «Проект разработки и внедрения собственной ВКС занял у нас несколько лет и был успешно завершен в конце 2023 г., – указал вице-президент по цифровым поверхностям «Салют» Сбербанка Денис Филиппов. – SberJazz стала основной онлайн-площадкой для проведения деловых встреч у нескольких сотен тысяч сотрудников банка». Ранее Сбербанк озвучивал цифру, что в SberJazz проводят деловые переговоры 280 тыс. сотрудников «Сбера». «Параллельно продукт развивался и для внешних пользователей, в настоящий момент SberJazz уже использует большое количество компаний и организаций», – отмечает Филиппов.
«Лидеры рынка ВКС сегодня базируются на создании собственных алгоритмов программного обеспечения – а это годы разработки, – указывает Иодковский. – Новые игроки в основном базируются на открытых платформах (Jitsi, Eon, Janus и т. д.), у этой концепции есть минус: до недавнего времени продукты на открытых платформах не поддерживали протокол SIP (Session Initiation Protocol, протокол установления сеанса. – «Ведомости&»), без которого невозможно полноценно пользоваться ВКС».
В то же время участники рынка сомневаются, что решения непрофильных компаний смогут занять серьезную долю рынка. Попов считает, что пока технологически разработки непрофильных игроков не могут составить полноценную конкуренцию решениям вендоров, потративших десятилетия на развитие своих продуктов.
«Новые игроки приходят с узким набором продуктов, ВКС сама по себе скоро не будет востребована», – уверен Иодковский.
Опасности Telegram
Спрос на корпоративные мессенджеры растет во всем мире, Россия – не исключение. По оценке команды «Линк чаты» (ранее We.Teams), рынок платных решений в сфере корпоративных мессенджеров в России составляет около 10 млрд руб. и к 2027 г. вырастет до 14 млрд. Доля российских решений увеличилась: если в 2021 г. сервисы отечественных разработчиков занимали 4%, то в 2022 г. – уже 20–25%.
Долгое время в России лидерами в платных корпоративных коммуникациях были иностранные решения. Например, тот же Microsoft Teams благодаря пакету Office занимал, по экспертным оценкам, около 20% рынка. Сейчас ситуация меняется.
По состоянию на 2023 г., согласно исследованию SuperJob, почти половина сотрудников компаний все еще использовали привычные и бесплатные Telegram, WhatsApp, Viber. При этом 4 из 10 компаний общаются в смешанном режиме: часть рабочих переписок приходится на публичные, часть – на корпоративные мессенджеры. Только 7% полностью ведут диалог в корпоративных мессенджерах. Тем не менее просматривается движение в сторону отказа от ведения делового общения в публичных мессенджерах. В феврале 2023 г. по сравнению с январем 2022 г. доля компаний, которые всю переписку вели в публичных мессенджерах, снизилась с 52 до 44%.
Важный фактор отказа от публичных мессенджеров в пользу корпоративных – растущие риски утечек конфиденциальной информации. Так, согласно исследованию «Солара», 87% компаний, участвовавших в опросе, сталкивались с утечками. При этом мессенджеры – самый популярный канал утечек, указывают в «Соларе». На них приходится около 33,3% инцидентов.
Опасность утечек данных через мессенджеры показывает и опрос финансового, промышленного, ритейл- и IТ-сегментов от КРОК и EveryTag. Согласно ему, самый распространенный способ утечек данных через сотрудников происходит при фотографировании экранов мониторов во время ВКС – 35%, а при отправке конфиденциальных данных в публичных мессенджерах – 30%.
Отечественные компании, активно продвигающие собственные мессенджеры (VK Teams, «Яндекс 360», eXpress, «Пачка», IVA Connect и т. д.), также заявляли в СМИ и пресс-релизах о росте своей аудитории в разы – от двукратного до десятикратного. На сегодняшний день на российском рынке представлено более 20 российских мессенджеров, которые предназначены для организации корпоративных коммуникаций.
«В части корпоративных мессенджеров развитие рынка идет очень активно, – соглашается Иодковский. – В то же время как отдельный класс продуктов корпоративный мессенджер – временное явление, он должен стать одним из сервисов корпоративных коммуникаций». Выиграет та компания, которая предложит заказчикам единое приложение, которое будет закрывать весь объем потребностей, как это раньше делал Microsoft с продуктами Teams и Exchange, продолжил эксперт. «Поэтому мы создаем уникальную экосистему корпоративных коммуникаций с единым суперприложением, объединяющим мессенджер, ВКС, телефонию, искусственный интеллект (ИИ) и оконечное оборудование», – говорит Иодковский.
IP-телефония – свободная ниша
Наиболее сложная ситуация с импортозамещением на рынке IP-телефонии. До 2022 г. около 90% IP-телефонии в России приходилось на продукцию западных поставщиков, а около половины всей корпоративной инфраструктуры – на продукцию Cisco. В начале 2022 г. все иностранные игроки, такие как Cisco, Avaya и ряд других, приняли решение уйти с российского рынка.
При этом российские компании не спешат с импортозамещением. Они предпочитают до конца выработать ресурс имеющейся иностранной инфраструктуры, которая осталась без поддержки производителя, прежде чем заняться ее заменой на отечественные разработки. Объясняется это просто: строительство инфраструктуры виртуальной IP-телефонии – процесс долгий и дорогой. Замена иностранной инфраструктуры на отечественную подразумевает фактически ее создание с нуля.
«По нашим внутренним данным, инсталлированная база IP-телефонов в России составляет порядка 13 млн, и доля российских решений внутри будет в ближайшие годы увеличиваться, так как срок эксплуатации аппаратов составляет 3–5 лет, – указывает Иодковский. – Мы активно осваиваем этот рынок, добавив сервис телефонии в нашу экосистему корпоративных коммуникаций IVA».
Новые технологии
Помимо передела рынка корпоративных коммуникаций меняются и используемые технологии. Например, все больше игроков использует ИИ. «Возможности применения ИИ в сфере корпоративных коммуникаций огромны: в самой разработке ИИ ускоряет написание кодов, решает задачи с шумоподавлением и с автотестированием», – рассказывает Иодковский. «Внедрение AI в сервисы корпоративных коммуникаций перевернет пользовательский опыт, такие продукты позволят автоматически анализировать информацию, быстрее готовиться к встречам, понимать, что волнует сотрудников, повышать качество текстовых коммуникаций, экономить время на написание итогов», – дополняет Филиппов из «Сбера». Искусственный интеллект, продолжает Иодковский, позволяет внедрять языковые модели, которые делают стенограммы, подводят итоги встреч и ставят задачи, делать онлайн-перевод, использовать системы распознавания лиц и т. д. При этом ИИ-помощники позволяют экономить время на выполнении рутинных задач в проектах и бизнес-процессах, резюмирует эксперт.
Безопасность прежде всего
Скоро ИИ будет также активно заниматься борьбой со скамом (мошенничеством. – «Ведомости»), особенно в коммуникациях, прогнозирует Иодковский. Например, разработчики встраивают в корпоративные программы различные инструменты-ловушки, которые позволяют отличать человека от его фальшивого видеообраза, созданного мошенниками при помощи ИИ (так называемый дипфейк).
Угроза более чем реальная – например, в начале 2024 г. гонконгский сотрудник мультинациональной корпорации после видеоконференции с «коллегами» (которые на самом деле были дипфейками) перечислил мошенникам более $25 млн, сообщила в феврале полиция Гонконга.
«Можно сказать, что с 2022 г. ведется информационная война, атаки на инфраструктуру происходят регулярно – им подвергаются как наши серверы, так и серверы заказчиков», – рассказывает Попов.
«С точки зрения технологий мы в IVA Technologies создали большую вариативность защиты мероприятий от нежелательных участников: персональные ссылки, комнаты ожидания, защита ПИН-кодом и возможность входа на мероприятие только зарегистрированных на платформе пользователей, – рассказывает Иодковский. – Для отработки безопасного использования наших продуктов мы создали «Киберполигон». Это имитация рабочей сети заказчика, где установлена система ВКС IVA MCU со всеми возможными компонентами. Специалисты по анализу защищенности вместе с технологическими партнерами пытаются взломать ВКС различными способами, поясняет эксперт. «Любая найденная уязвимость исправляется, каждый релиз IVA MCU перед выходом проходит тщательное тестирование на безопасность на «Киберполигоне», – резюмирует Иодковский.