Почему Москва встала на рельсы
Как старая железная дорога дала новый импульс развитию столичной агломерацииИдеальный транспорт для мегаполиса будущего позволяет максимальному числу пассажиров с комфортом передвигаться на большие расстояния – желательно независимо от пробок на дорогах. Хорошее решение для крупных российских городов – рельсовый транспорт. Москва доказывает это на своем примере.
Общественный транспорт вытесняет личный
Города, занимающие первые места в рейтинге доступности транспорта, имеют несколько общих черт: в них хорошо развиты улично-дорожная сеть, велодорожки и пешеходная инфраструктура, а также все они являются крупными железнодорожными узлами, отмечает McKinsey в своем исследовании, проведенном в 2021 г. В нем эксперты сравнили транспортные системы 25 городов мира, чтобы выяснить, из чего складывается комфортная поездка на городском транспорте. В результате они пришли к выводу, что города, в которых с 2018 г. транспортная доступность улучшилась сильнее всего, активно развивали улично-дорожную сеть и рельсовый транспорт.
В городах Западной Европы возрождение городского рельсового транспорта всех видов идет с 2000-х гг. и число таких транспортных систем устойчиво растет, говорится в исследовании канадской машиностроительной компании Bombardier. «Благодаря введению принципиально новых операций и модернизации устаревших систем трамваи и городской рельсовый транспорт переживают глобальное возрождение. Результат – новый облик городских районов, привлечение новых предприятий и пассажиров, возможность борьбы с заторами транспорта и прежде всего улучшение качества жизни», – пишут авторы отчета.
Рельсовый транспорт активно развивается и в Москве. По данным переписи населения 2021 г., в столице проживало 13 млн человек – на 1,3 млн больше, чем за 10 лет до этого. Судя по высоким темпам застройки территорий Московской агломерации, число жителей будет только увеличиваться и в этих условиях личный транспорт не может быть основным средством передвижения, считает директор академии «Высшая инженерная школа» Российского университета транспорта Олег Покусаев. «Даже если мы заасфальтируем весь город, этого будет недостаточно для того, чтобы успеть за уровнем автомобилизации», – говорит эксперт. Единственный выход – развивать общественный транспорт, отдавая приоритет тому, что имеет максимальную провозную способность. Также важно наличие выделенной дорожной сети. С этой точки зрения самым удачным решением будет метрополитен. Но его строить очень дорого и не всегда возможно с технической точки зрения, объясняет Покусаев. В то же время исторически в Москве сложилась разветвленная сеть железных дорог, поэтому, продолжает он, власти приняли стратегическое решение, соответствующее прогрессивным мировым подходам, максимально использовать ее в городской транспортной системе, создав Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД).
Рельсовый транспорт – самый востребованный городской транспорт в Москве, объясняют в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. На долю рельсового транспорта (а к нему в столице относятся метрополитен, МЦК и МЦД) приходится больше половины всех поездок, утверждают в ведомстве. Именно поэтому одно из приоритетных направлений – дальнейшее развитие рельсового транспорта, в том числе МЦД. «Рельсовый транспорт надежный и востребованный, обладает наибольшей провозной способностью, позволяет соединять города и районы в единую связную агломерацию», – объясняют в дептрансе. «В электричку комфортно помещается около 1000 пассажиров, тогда как в автобус – только 50–60 человек», – подтверждает Покусаев.
Программа развития рельсового каркаса Москвы предполагает, что к 2027 г. более 90% жителей столицы будут иметь в шаговой доступности станцию рельсового транспорта – метро, МЦК и МЦД, свидетельствуют данные дептранса. В рельсовом каркасе будет около 500 станций под землей и на поверхности – это в 3 раза больше, чем в 2010 г.
Отечественная городская электричка
По МЦД курсируют рельсовые поезда «Иволга» производства Тверского вагоностроительного завода (входит в ТМХ). «Поезд «Иволга» изначально разрабатывался как городской: он быстро разгоняется и быстро тормозит, что позволяет быстро перемещаться между станциями, которые расположены близко друг к другу. Плавный ход поезда при этом позволяет пассажирам ехать с комфортом», – рассказал «Ведомости&» заместитель гендиректора ТМХ по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов.
При разработке модели учитывался и большой пассажиропоток, продолжает Лошманов: «Чтобы люди не толпились у входа и могли без труда перейти в нужный им вагон, в «Иволгах» сделан сквозной проход между вагонами, нет тамбуров, а сами двери широкие – 1,4 м. Все эти характеристики сохранились и в новых модификациях «Иволги», причем многие параметры улучшились». Так, в «Иволге 3.0» ускорение увеличилось на 10%, а скорость – на 30% до 160 км/ч, приводит он пример.
Работая над улучшением поездов, компания прислушивалась к пожеланиям пассажиров, чему способствовала и активная позиция правительства Москвы, считающего комфорт жителей приоритетом, подчеркивает Лошманов. Например, в «Иволге 3.0» изменились форма и функциональность приоконных столиков, в которых кроме подстаканников появились беспроводное зарядное устройство и крючки для размещения личных вещей. А в «Иволге 4.0», которую представили на железнодорожном салоне «PRO//Движение Экспо», появилась дополнительная дверь в вагоне, что позволит пассажирам быстрее входить в поезд.
«Иволга» была спроектирована инженерами «ТМХ Инжиниринга». На 97% она состоит из отечественных комплектующих, выпускаемых более чем на 600 предприятиях страны, отмечает Лошманов.
Куда пойдут рельсы
17 августа 2023 г. президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин запустили МЦД-3, связавший Зеленоград и Раменское. Протяженность маршрута составила 85 км. 9 сентября начал свою работу МЦД-4 по направлению Апрелевка – Железнодорожный протяженностью 86 км.
Город также ведет подготовку к созданию МЦД-5 протяженностью 89 км с 39 станциями, который соединит города Пушкино и Щелково на севере и Домодедово на юге, это единственный из диаметров, требующий серьезного нового строительства. Для проекта в городе будет проложен тоннель протяженностью 12 км и на новом участке появится пять новых станций, рассказывал журналистам Собянин. Все предпроектные решения показывали, что по действующей наземной инфраструктуре его запустить невозможно, объяснил мэр города.
Соединение самого загруженного в городе ярославского направления с павелецким «в значительной степени разгрузит центральные вокзалы Москвы и даст возможность проезда с севера на юг», сказал Собянин. Предполагается, что пятым диаметром будет пользоваться до 603 000 пассажиров в сутки.
История с развитием железнодорожного пассажирского транспорта не заканчивается на МЦД, дальше есть планы по строительству дополнительных линий диаметра и программа связи столичного узла с регионами, граничащими с Московской агломерацией, напоминает Покусаев.
Москва – отличный пример того, как рельсовый транспорт может решать проблемы мегаполиса, уверен Лошманов. «Встраивание наземного рельсового транспорта в единую систему наряду с метро, организация бесплатных пересадок позволили многим жителям Московской агломерации быстрее, удобнее и экономичнее добираться на работу, домой, к месту учебы и отдыха. Московские центральные диаметры уже доказали, что электропоезд – это полноценный вид транспорта, который позволяет перевозить огромное число пассажиров, причем перевозить с комфортом», – продолжает он.
О правильности решений по развитию рельсового каркаса говорит востребованность новых проектов города: с запуском первых двух диаметров линии метро разгрузились до 12%, а соседние автомагистрали – на 5–7%, утверждает представитель дептранса. С момента открытия в 2019 г. первые две линии наземного метро перевезли больше 600 млн пассажиров.
Очень важно, что развитие железной дороги ведет за собой развитие территорий – не случайно открытие МЦК моментально привело к повышению цен на жилье в прилегающих к станциям районах на 4–10%, напоминает Покусаев. А через пять лет после открытия средняя стоимость 1 кв. м в районах, в которых расположены станции МЦК, выросла на 40,6%, рассказывала в 2021 г. агентству городских новостей «Москва» управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка.
Поставить на службу городу железную дорогу, оставшуюся от индустриальной эпохи, совершенно верное решение, правильное использование ресурса, считает директор Центра исследований умного города факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Константин Трофименко. «В долгосрочной перспективе это мощный инструмент для строительного развития. Территория вокруг железной дороги десятилетиями была маргинальной и заброшенной, а после ее подключения к метро она начинает приобретать ценность, стоимость жилой и коммерческой недвижимости там сразу растет, и в перспективе 5–15 лет она получит мощный импульс для развития, возможно, оттянет на себя часть избыточной деловой перенасыщенности центра города», – говорит эксперт.