В какие активы оптимально вкладывать средства розничным инвесторам
Стратегии инвестирования для консерваторов и любителей рискаСейчас непростое время для частных инвесторов, однако это вовсе не означает, что грамотные инвестиции не могут принести доход. Ведущие эксперты рынка рассказали, куда лучше вкладывать средства любителям риска, консерваторам и имеющим умеренный риск-аппетит.
Стратегии инвестирования смутных времен
За последние месяцы реализовались риски, о которых мы даже не могли догадываться. Они ударили по кошельку и благосостоянию очень многих, поэтому кто-то из инвесторов минимизировал свою работу, а кто-то, наоборот, максимально активизировался, пытаясь подзаработать. Так инвестбанкир, профессор НИУ ВШЭ Евгений Коган прокомментировал «Ведомости&» разнонаправленные настроения розничных инвесторов после событий февраля 2022 г. Финансовый советник, член совета ЦБ по защите прав инвесторов Наталья Смирнова вспоминает, что весной 2022 г. одни инвесторы клялись, что никогда в жизни не будут инвестировать, и перешли на вклады, другие продавали все и переводили в кэш или в валюту и выводили за границу, а третьи вообще ничего не меняли даже при наличии иностранных бумаг в портфеле.
«Обзор финансовых рисков» Банка России по итогам февраля – марта показывает, что после возобновления торгов опытные инвесторы с большими портфелями массово распродавали акции российских компаний. Также до первой декады марта наблюдался ощутимый отток с валютных вкладов, отмечает Банк России, при этом деньги оставляли на хранение в наличной валюте либо обменивали по курсу и вносили на рублевые вклады, ставки по которым у отдельных игроков рынка доходили до 26% годовых.
В апреле, отмечает мегарегулятор в очередном обзоре, розничные инвесторы вновь сменили стратегию: опытные игроки с большими портфелями заняли выжидательную позицию, в то время как в апреле и мае был приток спекулятивно настроенных новичков, которые скупали акции на короткий срок для быстрого извлечения дохода. В июне – июле на рынок начали приходить долгосрочные инвесторы в облигации, в том числе облигации федерального займа.
К концу III квартала, указывают эксперты, появилась некая предсказуемость событий. Значит, можно вновь говорить о стратегиях инвестирования средств для граждан.
Среднесрочных стратегий больше нет
Традиционно стратегии инвестирования разделяют на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную. По словам руководителя управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Андрея Ванина, в текущей ситуации актуальнее стали краткосрочные и долгосрочные стратегии. «Первые подразумевают ставку на резкий рост восстановления стоимости российских акций в ожидании дивидендов, – указывает Ванин. – Долгосрочные стратегии фокусируются на возможности купить акции крупных российских компаний по исторически низким ценам со ставкой на структурную трансформацию российской экономики и ее адаптацию к текущим вызовам». Смирнова соглашается, что среднесрочная стратегия, под которой подразумевается горизонт планирования в три года, стала неактуальна, так как сложно предугадать, как будут развиваться события в такой перспективе. «Если говорить о долгосрочных инвестициях, – продолжила эксперт, – речь теперь идет о планировании на 10 лет, а не на 20, как это было раньше». При этом среди краткосрочных немало инвесторов с акцентом на дружественную юрисдикцию или выводом средств из России, если человек планирует уезжать, отметила Смирнова. По мнению Когана, для тех, кто работает на коротком сроке, сейчас «потрясающее время» (из-за высокой волатильности рынков), а инвестировать вдолгую сегодня стало трудно. Данные Банка России о наплыве спекулятивно настроенных инвесторов, играющих на короткий срок с акциями, подтверждают этот тезис.
Вклады как инструмент инвестиций
Эксперты считают, что для наиболее консервативно настроенных инвесторов на сегодняшний день оптимальным инструментом является вклад. Так, управляющий директор проекта «Финуслуги» Игорь Алутин отметил, что после введения банками комиссий за обслуживание валютных счетов альтернативных инструментов сбережения у россиян осталось немного: недвижимость, золото, облигации и рублевые депозиты. Вклад – это классический, самый понятный и наиболее надежный инструмент с гарантированной доходностью, к тому же ставки по рублевым вкладам все еще остаются привлекательными, говорит он. Коган указывает, что вклад – это один из хороших способов именно не потерять инвестиции, вклады можно спокойно открывать в крупных системообразующих банках.
Смирнова, напротив, считает вклад не лучшей идеей. «Сейчас ставка по вкладам ничтожно мала и не покрывает инфляцию, – указывает она. – Поэтому вклад могу рекомендовать лишь имеющим финансовую цель менее года». По данным Росстата, годовая инфляции в стране по состоянию на конец ноября 2022 г. находилась на уровне 12,05%, при этом максимальная доходность по рублевым вкладам в начале декабря составляла около 9%, по данным banki.ru.
Облигации без дефолтов
Облигации традиционно считались достаточно надежным инструментом (кроме высокодоходных). Однако в 2022 г. все чаще звучат мнения экспертов о многократно возросших рисках дефолта даже по долговым бумагам надежных компаний. Смирнова отмечает, что риски облигаций напрямую зависят от верной оценки эмитента. «Если компания является крупной, но не системно значимой, то государство не будет ее поддерживать, – отмечает она. – Если же мы говорим о системно значимых организациях, их будут поддерживать всегда». Ванин также отметил, что не видит рисков дефолта для крупных компаний, которые на сегодняшний день своевременно обслуживают долги как в иностранной, так и в национальной валюте. «Кроме того, во втором полугодии рынок долговых бумаг ожил: крупные компании провели ряд новых размещений как в рублях, так и в китайских юанях, – продолжил эксперт. – Даже несмотря на сложности в выплатах купонов по евробондам, компании находят возможность исполнять обязательства». Например, «Северсталь» досрочно погасила часть выпуска евробондов в рублях. О рублевых выплатах по евробондам также сообщали «Газпром», «Лукойл», Совкомбанк и другие компании.
Акции на дальнем горизонте
Акции традиционно считались куда более рисковым инструментом, чем облигации. Возникает вопрос, стоит ли консервативным инвесторам обращать внимание на эти ценные бумаги и если да, то сколько их может быть в портфеле. По мнению Ванина, тут решение стоит принимать исходя не столько из риск-аппетита, сколько из долгосрочности вложений. «Главное – это не текущая ситуация на рынке, а горизонт инвестирования: если инвестор понимает, что деньги ему понадобятся в течение года, в этом случае лучше выбирать облигации, – говорит Ванин. – При горизонте планирования от нескольких лет можно обратить внимание на акции». В текущей ситуации российские акции имеют не только повышенный риск, но и более высокую потенциальную доходность, подчеркнул эксперт, потому и выбор российских акций стоит делать с точки зрения принятия этого риска. Коган соглашается: вкладываться в акции можно лишь тогда, когда инвестор может себе позволить рисковать. «Считать подобные вложения надежными нельзя, поскольку наш рынок очень волатилен, манипулятивен и непредсказуем, на нем присутствует инсайдерская торговля, – продолжает эксперт. – Этот рынок локальный, низколиквидный, на нем мало эмитентов».
Смирнова полагает, что в акции имеет смысл вкладываться при горизонте 3–10 лет, имея возможность в них сидеть, если в стране реализуется плохой сценарий. «Умеренным инвесторам рекомендую держать в портфеле не более 30% российских акций, агрессивным бы посоветовала 50% и более, – рассуждает Смирнова. – Консерваторам же рекомендовала бы вкладывать в акции не более 8–10%, потому что в этом случае они хотя бы за счет купонов по облигациям, которые будут составлять оставшиеся 90–92% портфеля, смогут все вернуть, даже если акции обнуляются».
Бумаги в чужой валюте
Ценные бумаги в иностранной валюте, по мнению экспертов, являются достаточно рисковым инструментом. Смирнова отмечает, что сейчас крайне важно оценивать структурные и рыночные риски. Например, можно купить акции какой-либо компании на Гонконгской бирже за гонконгские доллары через российского брокера, но если депозитарий при этом американский, то возникает риск блокировки приобретенных активов. В этом случае покупка происходит с участием недружественного государства, поэтому покупатель не сможет воспользоваться бумагами. Если инвестор покупает те же акции на Гонконгской бирже через иностранного брокера, то у него этих рисков нет, но есть риск, что брокер может отказаться работать с таким клиентом, потому что инвестор – россиянин. При работе с недружественной валютой (доллар или евро), которая лежит на брокерском счете, есть риск того, что она просто зависнет в случае блокировки российского Национального клирингового центра (НКЦ). Поэтому лучше работать с ценными бумагами, выпущенными по местному российскому праву, считает Смирнова.
Ванин отмечает, что наименее рискованны и наиболее привлекательны долговые ценные бумаги Минфина РФ в иностранной валюте и еврооблигации российских эмитентов, которые уже начали производить выплаты по своим обязательствам в рублях. Кроме того, несколько российских компаний уже провели успешное размещение долговых бумаг, номинированных в китайских юанях, что также может быть интересно для инвесторов, полагает он.
Золото и прочие металлы
При долгосрочном инвестировании хорошей альтернативой доллару и евро может стать золото, считает Коган. Оно защищает сбережения от инфляции и геополитических проблем, объясняет он. При долгосрочном инвестировании золото может составлять около 10% в инвестиционном портфеле, обеспечивая защиту от любых пертурбаций, добавляет Смирнова.
По мнению Смирновой, лучше всего покупать биржевое золото (приобретается на бирже, однако хранится не у клиента, а в НКЦ), поскольку слитки требуют затрат на хранение и могут принести дополнительные потери из-за разницы между ценой покупки и продажи в банках (спред).
В период повышения ставок ФРС золото, скорее всего, будет находиться под давлением – статистика за последние 40 лет показывает, что при увеличении ставки ФРС цена на золото практически всегда падает, говорит Ванин. «В секторе золотодобычи наступили непростые времена: издержки выросли, а цена на золото снизилась вместе с укрепившимся рублем. Когда мировые регуляторы перейдут к циклу снижения ставки, инвестиции в сектор золотодобычи станут более привлекательными», – объясняет он.
С ним согласна Смирнова. Она считает, что подходящее время для покупки золота наступит в следующем году. Другие драгметаллы – палладий, серебро и т. д. – в условиях, когда мир находится на пороге рецессии, Смирнова выбирать не советует, поскольку цены на них становятся более волатильными.
Инструменты не для новичков
Инвестиции в сырьевые товары (через фьючерсы или акции), по мнению экспертов, подходят лишь опытным инвесторам с высоким аппетитом к риску. «Фьючерсы – это деривативы (производный финансовый инструмент, представляет собой договор, на основании которого стороны обязуются выполнить какие-либо действия в отношении базового актива, чаще всего это возможность в будущем купить или продать актив по фиксированной цене. – «Ведомости&»), – говорит Коган. – Чтобы работать с деривативами, нужно очень хорошо в них разбираться. И это очень высоковолатильный продукт». «Это инструменты только для уверенных клиентов и только на небольшую долю портфеля», – соглашается Смирнова.
Того же мнения эксперты придерживаются и по поводу инвестиций в криптовалюту. Коган назвал криптовалюту «скорее инструментом для спекуляций» и посоветовал покупать ее лишь тем, кто в ней разбирается. «Криптовалюты остаются очень волатильным инструментом: например, биткойн за год подешевел втрое, – отмечает главный редактор «Моих финансов» Надежда Грошева. – На крипту действует очень много факторов: геополитика, происходящее на финансовых рынках, изменение ставки и т. д., поэтому я не рекомендую этот способ инвестиций сейчас».
Валюта: брать или не брать
Вложение средств в валюту в качестве инвестиции эксперты также поставили под сомнение. «Если человек из рублей переходит в какую-то валюту, то это не инвестиция, а просто конвертация, – указывает Смирнова. – У любой валюты есть инфляция, которая съедает ее при хранении: у юаня она составляет чуть меньше (2,7%), у доллара – 8,5%, у евро – почти 9%». Поэтому, если покупать валюту и ничего с ней не делать, деньги будут обесцениваться. Можно заработать на курсе доллара и евро к рублю, но сейчас это маловероятно, полагает она. «Инвестор может покупать доллары, фунты, франки, но проблема в том, что в наши дни это очень рискованно, поскольку банк может попасть в SDN-лист (санкционный список США. – «Ведомости&») и средства могут быть заблокированы, – говорит Коган. – Причем риск попадания под санкции нерыночный, его невозможно предугадать». «На текущий момент главный риск недружественных валют – издержки их хранения, что снижает их инвестиционную привлекательность на рынке, – отмечает Ванин. – Альтернативой могут стать валюты дружественных стран, в первую очередь китайский юань».
Жилье как инвестиция
В своих оценках жилья как инвестиции эксперты осторожны. «Вложения в недвижимость для сдачи в аренду приносят очень низкую доходность в 4%», – говорит Смирнова. А покупать квартиру с целью последующей перепродажи вряд ли стоит, поскольку непонятно, какой будет покупательная способность населения через год или два, когда у инвестора возникнет желание ее продать, рассуждает она.
Коган менее категоричен. «Все зависит от вида недвижимости, ее местонахождения и других условий», – говорит он. Если квартира приобретается в ипотеку, то ее итоговая цена зависит от размера процентной ставки, напоминает Коган. При высокой ставке вложения в недвижимость могут стать более рискованными, резюмирует он. &