Пандемия заставила компании пересобрать цепочки поставок

Как кризис обнажил проблемы и показал новые возможности в грузоперевозках
Андрей Гордеев / Ведомости

Ранним утром 10 мая в аэропорту «Шереметьево» приземлился Boeing 767-300 с 79 гражданами РФ и стран ближнего зарубежья, которые весной из-за пандемии COVID-19 остались в Венесуэле и на Ямайке. Вернуться в Москву они смогли благодаря инсулину, точнее – фармацевтической компании «Герофарм», единственному поставщику этого препарата в Венесуэлу. Прежде поставки осуществлялись на регулярных рейсах, но из-за пандемии полеты были отменены. Для доставки очередной партии лекарств в страну «Герофарму» пришлось целиком зафрахтовать пассажирский самолет, а чтобы обратный рейс не летел пустым, было решено заодно помочь людям вернуться домой. В кризис бизнес ищет и находит новые способы решать транспортные проблемы как на международных направлениях, так и внутри страны.

/Компания «Герофарм»

Вспышка коронавирусной инфекции, за которой последовали карантины и закрытие границ, привела к непредвиденной дестабилизации цепочек поставок, говорится в исследовании PwC «COVID-19: вызовы и их влияние на транспортно-логистический сектор». Физический объем мировой торговли, по расчетам исследовательского агентства M.A.Research, в этом году может упасть на 8–10%, что неизбежно скажется на динамике глобального рынка транспортно-логистических услуг, а выручка в сегменте грузоперевозок и экспедирования упадет по сравнению с 2019 г. в базовом сценарии на 10%, в рисковом – на 15%. 

Чтобы обеспечить стабильные поставки, нужна диверсификация самих логистических каналов, в том числе за счет повышения доли быстрых, пусть и дорогих, способов доставки, уверен руководитель практики по работе с транспортными предприятиями KPMG в России и СНГ Сергей Казачков. «При высокой стоимости товара сокращение сроков доставки дает существенную экономию на издержках финансирования оборотного капитала», – отмечает эксперт.

Быстрые способы доставки не обязательно должны быть дорогими, говорит Тембот Керефов, глава направления «Логистика» компании «Яндекс.Такси». Главные метрики, за которые будут биться основные игроки на рынке доставки, – это в первую очередь цена, надежность и стабильность сервиса. «Представьте ситуацию: нажал кнопку в мобильном приложении, и через пять минут курьер у тебя, и еще через полчаса посылка у получателя, — приводит он пример. — Мы уже видим, что так все работает. При этом никто не звонит получателю с предложением приехать позднее в более удобный для курьера слот времени. А отправить можно все, что угодно: из отзывов пользователей мы знаем, что люди могут передавать друг другу и кусок шарлотки, и документы, и кухонные фасады, а корпоративные клиенты подключают водителей на самые разные заказы – от медицинских товаров и продуктов до крупногабаритной техники».

/Norma Mortenson / Pexels

Грузы идут на взлет

Главный грузовой транспорт в России – автомобили: на них в 2018 г. пришлось 5,5 млрд из 8,3 млрд т перевозок, по данным Росстата. Но больше других транспортных отраслей из-за пандемии COVID-19 и закрытия границ пострадали пассажирские авиаперевозки (см. врез), и авиакомпании стали искать возможности уменьшить убытки.

Традиционно большое количество грузов в авиации доставляется в багажных отделениях обычных пассажирских лайнеров. Специальные грузовые самолеты в России есть только у нескольких крупных авиаперевозчиков (например, у «Аэрофлота» и S7), но, по данным Росавиации, в десятку крупнейших грузоперевозчиков в 2019 г. вошли и авиакомпании «Победа», Utair, «Уральские авиалинии» и др. 

 

Самый постарадавший от пандемии вид транспорта — авиация

По прогнозу IATA, по итогам 2020 г. пассажирооборот мировой авиации упадет по сравнению с 2019 г. на 48%, доходы от перевозок пассажиров сократятся на 55%, потери отрасли составят $314 млрд. 
По данным Росавиации, пассажиропоток российских авиаперевозчиков в марте упал на 30,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, в апреле – на 93,4%. 
По расчетам аналитиков инвестиционной компании InfraOne, на долю воздушных перевозок придется более 60% всех потерь транспортной инфраструктуры в Рoссии. Объем недополученной выручки в ней к началу лета, по оценке InfraOne, превысит 322 млрд руб.: 51 млрд придется на аэропорты, а более 271 млрд – на авиакомпании.
К 1 июня потери авиакомпаний и аэропортов от пандемии и ее последствий могут составить до 20% их годовой выручки.

Это подтолкнуло авиаперевозчиков использовать пассажирские самолеты для доставки грузов как в багажных отделениях, так и в салонах воздушных судов, рассказывает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Например, 12 самолетов А-321 из парка «Уральских авиалиний» (третий по размеру пассажирский авиаперевозчик в России, эксплуатирует 46 лайнеров) были полностью перепрофилированы на перевозку груза в мягкой упаковке с загрузкой в пассажирский салон, рассказала «Ведомости&» пресс-секретарь компании Вера Гасникова. Для этого из салонов убрали кресла, были разработаны новые технологии и проведено обучение проводников и наземного персонала по особенностям таких перевозок, добавила она.

/«Уральские авиалинии»

Nordwind, по словам представителя авиакомпании, задействовала все свои самолеты Boeing 777 для перевозки грузов из Китая в города Европы. При этом раньше авиаперевозчик регулярные пассажирские рейсы в Китай и Европу не выполнял. Текущая деятельность организована через грузовых агентов. Чтобы перевозить грузы, в том числе на пассажирских креслах, Nordwind также пришлось получить новые разрешения, провести обучение персонала по методологии Boeing и закупить оборудование и инвентарь для надежного крепления грузов. 

Azur Air, которая специализируется на чартерных международных рейсах, в апреле – мае тоже существенно увеличила грузовые перевозки, а часть воздушных судов B-777 и В-767 задействовала под доставку гуманитарных грузов медицинского назначения. 

Спрос на услугу есть: по данным Росавиации, в апреле 2020 г. Nordwind нарастила тоннаж перевезенных грузов почти в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а Azur Air – в 17 раз. У «Уральских авиалиний» грузоперевозки сократились на 47% за тот же период, но по сравнению с падением пассажиропотока на 94% и это можно считать хорошим результатом.

Каждый конкретный рейс с грузом выполняется «в плюс», несмотря на то что загрузку, как правило, удается обеспечить только в одну сторону, рассказывает Пантелеев. Например, доставка грузов из Китая проходит по следующей схеме: самолеты из Москвы летят на Дальний Восток с продуктами питания и промтоварами на борту, оттуда совершают порожний перелет в Китай, где происходит загрузка, и возвращаются в Москву, порой с промежуточной посадкой в Сибири или на Урале, добавляет эксперт. 

/Nordwind

Крутые повороты

С необходимостью перестраивать логистические потоки компании сталкиваются на всех уровнях. 

Из-за ограничения авиарейсов сейчас большая часть грузов по России доставляется наземным транспортом, рассказывает вице-президент по продажам и маркетингу DHL Express в России Анна Клинскова. 

До пандемии 80% направлений обслуживалось авиационным транспортом, а 20% – наземным. Сейчас авиационный транспорт применяется преимущественно для тех городов, куда доставка на наземном транспорте либо невозможна, либо занимает слишком много времени, например в города Сибири и Дальнего Востока. 

Но и внутри городов маршруты доставки грузов изменились, говорит Клинскова: в b2b-сегменте стало больше доставок на частные адреса, из-за того что компании перевели большинство сотрудников на работу из дома. 

/Денис Абрамов / Ведомости

Когда начались ухудшение эпидемиологической обстановки и частичное закрытие границ между странами, логистические вопросы компании приходилось зачастую решать в ручном режиме: находить местных перевозчиков в Италии, повышать тарифы для водителей и т. п., рассказывает гендиректор группы компаний Simple, одного из крупнейших поставщиков алкоголя, Максим Каширин. Но международные перевозки, по сути, никогда не прекращаются, кроме ситуации военных действий, говорит он: «Это основа множества процессов, поэтому логистические решения почти всегда находятся».

На российском рынке компания столкнулась с падением спроса из-за закрытия ресторанов и задержки сезона летних веранд. Часть освободившихся транспортных мощностей Simple переправила на доставку в ритейл, а часть сотрудников отправила в отпуска, рассказывает Каширин.

Вместе пройти последнюю милю

15% российских потребителей начали чаще совершать онлайн-покупки товаров повседневного спроса, свидетельствуют данные компании Nielsen, опубликованные в исследовании «Влияние COVID-19 на потребительское поведение». Неудивительно, что рост спроса на услуги доставки товаров конечным потребителям был взрывным (см. галерею «Кто и как занимается быстрой доставкой в России»).

С другой стороны, по оценке инвесткомпании InfraOne, вторым самым пострадавшим от пандемии после пассажирских авиаперевозок станет рынок такси – к концу мая 2020 г. он недосчитается почти 70 млрд руб. выручки. В таких условиях альянс между компаниями доставки, такси и ритейлерами был практически неизбежен.

Частично компенсировать падение доходов водителей помогло то, что они быстро перестроились на доставку продуктов и товаров первой необходимости, рассказывает Керефов из «Яндекс.Такси». «С марта мы видим постоянный рост заявок на подключение к доставке от самых разных бизнесов. Общее число таких заявок за последние три месяца выросло в 5,5 раза, и этот рост продолжается. Речь идет как о больших сетевых компаниях, так и о компаниях малого и среднего бизнеса, – говорит Керефов. – Сейчас, чтобы обеспечить все заявки в 500 городах России, на линии доставки работает более 75 000 автокурьеров». Одновременно серьезно увеличилось число пользователей в фудтех-сервисах: с марта аудитория «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки» выросла на 121%. Этот прирост обеспечили люди, которые раньше не заказывали онлайн продукты или блюда из ресторанов и, вполне вероятно, сохранят усвоенные за время карантина привычки и после снятия всех мер, считают в компании.

В апреле розничная сеть «Эльдорадо» запустила быструю бесконтактную доставку малогабаритной техники с помощью «Яндекс.Такси» в 220 городах присутствия. При оплате заказа весом не более 20 кг нужно выбрать опцию «экспресс-доставка» (стоимость услуги зависит от региона и начинается от 99 руб.), и заказ привезут в течение двух часов. «Дистанционное потребление входит в привычку, и я уверен, что такой формат получения покупки будет востребован и после нормализации эпидемиологической обстановки», ‒ приводятся в сообщении компании слова управляющего директора сети «Эльдорадо» Сергея Ли.

Упор на партнерство и развитие совместных проектов делает и продуктовый ритейл. «Вкусвилл» помимо собственной доставки сотрудничает с сервисами такси и курьерской компанией Net-fi. По данным «Яндекс.Такси», уже более 90% заказов из «Вкусвилла» приезжает в течение 40 минут.

/«Вкусвилл»

Ренат Абдалов, вице-президент по управлению цепочками поставок компании «Азбука вкуса», говорит, что в условиях самоизоляции сети пришлось столкнуться с инфраструктурными ограничениями [мощностей доставки] на фоне роста спроса. Поэтому помимо усиления собственной службы доставки и логистики в «Азбуке вкуса» увеличили и количество партнеров: с конца марта продукты из магазинов сети начали доставляться через «Яндекс.Еду», «Яндекс.Лавку», «Кухню на районе» и «Самокат». За счет развития собственного сервиса «Экспресс-меню» и благодаря новым партнерствам удалось увеличить охват в спальных районах, подчеркивает Абдалов. 

Партнерства помогают решать проблемы и самим логистическим компаниям. Например, оператор доставки Boxberry вынужден был внедрить доставку товаров курьером из пунктов самовывоза, многие из которых оказались заблокированы в закрывшихся торговых центрах, рассказывает директор службы доставки Boxberry Вадим Ибрагимов. Сейчас в Москве эту работу могут выполнить водители сервисов такси.

Аспирин в один клик

Помимо роста спроса на дистанционные покупки эпидемия COVID-19 открыла и новый рынок – онлайн-торговли лекарствами и медицинскими изделиями. Предложение разрешить аптекам продавать через интернет хотя бы безрецептурные препараты обсуждалось как минимум с 2015 г., но решение вопроса все время по разным причинам откладывалось. И только 17 марта 2020 г. президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий указ. Спустя несколько дней «Яндекс» анонсировал возможность запуска доставки безрецептурных лекарств. Сейчас компания готовит организацию доставки из аптек силами водителей, которые подключены к платформе «Яндекс.Такси». Речь идет о логистическом сервисе, который будет помогать с доставкой партнерам разных проектов, в том числе через сервис «Яндекс.Еда». Партнерами проекта стали многие крупные аптечные сети, среди которых «Апрель», «Планета здоровья», «Вита», «Асна», «Алоэ», «Добрая аптека», «Эркафарм», «Здоров.ру», «Социалочка», «Невис», «Проаптека», «Здесь аптека», «Твой доктор», «Фармакопейка», «Фармаимпекс».

Из-за введения пропускного режима люди стали реже заходить в аптеки, но покупать больше, а также активнее пользоваться услугой предварительного бронирования, говорит коммерческий директор «Аптечной сети 36,6» Евгения Ламина. 

/Андрей Гордеев / Ведомости

«Доставка до конечного потребителя – это нововведение для нашей отрасли, здесь нас ждет много опасностей. Утвержденные правительством правила дистанционной торговли безрецептурными лекарствами минимизируют эти риски. К примеру, разрешение на доставку конечному потребителю лекарственных средств компания может получить при наличии у нее не менее 10 аптек, работающих по лицензии более года. Таким образом, право заниматься доставкой препаратов получат только надежные и зарекомендовавшим себя на рынке игроки», – добавляет Ламина.