Автомобилям с пробегом пишут историю
Как онлайн-сервисы и дилеры делают рынок подержанных автомобилей цивилизованнымЗа 2019 г. в России было продано около 5,5 млн автомобилей с пробегом и 17% из них реализовали официальные дилеры, говорит президент ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Олег Мосеев. «Мы прибавляем каждый год и надеемся, что когда-нибудь придем к 35–40%-ной доле [дилеров на рынке автомобилей с пробегом]», – отмечает он. Всего лишь год назад «Автостат» оценивал «дилерский процент» в этом сегменте в 14%. Есть к чему стремиться и дальше: в Европе доля дилеров в этом сегменте превышает 50%, а в США – 60%, указывает руководитель категории «Автомобили» в «Авито» Кирилл Вотяков.
В увеличении своей доли на рынке автомобилей с пробегом заинтересованы все дилеры, уверен Мосеев: этот сегмент стабильнее и лучше противостоит кризисам.
За последние пять лет практически все производители обзавелись сертифицированной программой продажи автомобилей с пробегом, почти у каждого есть программы продленной гарантии, стандарты предпродажной подготовки, предусматривающие от 100 до 200 пунктов контроля, – все это серьезные аргументы для потребителя в пользу покупки машины у официального дилера, говорит Мосеев.
«Какие бы претензии покупатели сейчас ни предъявляли официальным дилерам, доверие к ним существенно выше, чем к частным перекупщиками и небольшим компаниям, по той причине, что если случится проблема с приобретенным автомобилем, то покупателю есть кому предъявить претензии», – отмечает Мосеев. Добиться какой-либо компенсации от физического лица практически невозможно: закон о защите прав потребителей на сделки между частными лицами не распространяется, а доказать в суде, что продавец до продажи знал о недостатках автомобиля, – дело почти безнадежное, объясняет президент РОАД.
1 млн руб.
такой штраф предлагает ввести для юридических лиц за предоставление услуг по скручиванию пробега РОАД, рассказал ее президент Мосеев
300 000 руб.
мог бы составить такой штраф для физических лиц, предлагает ассоциация. Ассоциация согласна с тем, что сейчас нельзя вводить ответственность для владельца автомобиля за скрученный пробег, действующую, например, в США, потому что в России пока нет данных, позволяющих доказать, что показатели изменены при конкретном владельце
Российский рынок автомобилей с пробегом за последнее десятилетие прошел огромный путь в сторону обеления. Это произошло за счет того, что в крупных городах появилось много дилерских автомобилей с пробегом и дилеры накопили опыт и экспертизу в области проверки технического состояния и юридической чистоты автомобилей, покупатель получает у них больше гарантий, считает директор подразделения «Рольф автомобили с пробегом» Алексей Баринов.
Главное, что мешает дальнейшему развитию рынка, – это его непрозрачность и повышенные из-за нее риски, полагает Мосеев. Если дилер сомневается в автомобиле, он его не выкупает, что ограничивает рост его запасов. Покупатель тоже не хочет покупать автомобиль без истории, продолжает президент РОАД: его волнует и юридическая чистота автомобиля, и его техническое состояние. Одна из главных проблем, мешающих адекватно оценить последнее, – это скручивание пробегов, говорит руководитель проекта «Автотека» Вадим Иванов. Сейчас, по разным оценкам, на рынке от 15 до 40% подержанных автомобилей продается со скрученным пробегом, указывает он.
«Даже если считать по нижней границе, например, что у 20% автомобилей в стране скручен пробег, мы получаем огромную цифру в 9 млн автомобилей», – говорит Мосеев. Такая ситуация мешает и порядочным продавцам, и покупателям, продолжает он.
Отчасти решить проблему со скрученными пробегами помогают данные о техобслуживании, объясняет Иванов. Есть сервисы, собирающие не только юридическую, но и техническую историю автомобилей.
В 2016 г. «Авито Авто» совместно с крупнейшими дилерами приступила к созданию базы данных «Автотека». Через некоторое время к проекту присоединилась РОАД. «Работая на автомобильном рынке, мы получали много жалоб на приобретенные автомобили с пробегом от наших пользователей – от сокрытия важной информации до прямого мошенничества. Стало очевидно, что нам необходимо собирать и предоставлять клиентам внятную историю», – вспоминает Иванов.
Дилеры, выкупающие автомобили с рынка, используют «Автотеку» для их проверки. Сейчас «Автотека» включает не только информацию о юридической чистоте автомобиля (проверку на угоны, ДТП, уплату налогов, залоговую историю), об оплате парковок, наличии неоплаченных штрафов, но и данные о техобслуживании – от прохождения техосмотра до перечня кузовных работ, рассказывает Иванов. Эту информацию передают в «Автотеку» партнеры проекта – 1500 официальных дилеров (это почти половина от их общего количества: по данным «Автостата», к концу 2019 г. в стране работало 3323 официальных дилера) и около 500 независимых сетевых техстанций (общее количество сервисных точек, по подсчетам «Автостата», – более 75 000). Последние позволяют получать информацию об обслуживании тех автомобилей, которые после завершения гарантийного срока перестали обслуживаться у официальных дилеров.
Часть данных по автомобилю клиенты могут посмотреть бесплатно, а полный отчет «Автотеки» обойдется им в 129 руб. При проведении регламентных работ техцентры фиксируют пробег и эти данные в «Автотеке» позволяют корректно отслеживать его динамику, объясняет Иванов.
Другие технические данные также помогают принять верное решение при оценке и покупке автомобиля.
«Например, если вы просто узнаете, что автомобиль пять раз попадал в ДТП, это может оттолкнуть от покупки, а если у вас будет информация, что все эти пять раз у автомобиля, скажем, красили бампер, вы поймете, что в серьезные аварии машина не попадала», – говорит Иванов.
Что еще мешает дилерам
Развитие дилерского сегмента рынка автомобилей с пробегом серьезно тормозит так называемый двойной НДС, когда дилер, выкупивший машину у физлица, не может продать ее другому дилеру без уплаты 20% НДС, говорит Мосеев. «Понятно, что при марже в 8% никто выплачивать такой налог не согласится», – отмечает он. В этой ситуации переток подержанных автомобилей из региона в регион почти полностью остается в руках перекупщиков, не уплачивающих никаких налогов, сожалеет он. Пока Минфин не соглашается отказаться от двойного НДС, считая, что этот шаг снизит доходы государства, сожалеет Мосеев. Официально свою позицию по этому вопросу министерство еще не озвучило.
Остаются проблемы и с юридической историей автомобилей, признает Мосеев. Например, в базе судебных приставов информация об аресте автомобиля может появиться задним числом, данные о залогах тоже часто приходят с опозданием. «Мы вносим простое предложение: если на момент сделки сведений об обременении автомобиля не было в публичной базе или базе приставов, то оспаривать эту сделку из-за ареста или залога автомобиля нельзя, покупатель должен быть ни при чем», – рассказывает Мосеев.
Этим уже пользуются мошенники, продолжает Мосеев: одно физлицо продает другому автомобиль с отсрочкой платежа, покупатель быстро сдает автомобиль в trade-in, а когда обнаруживается информация о залоге, дилеру приходится судиться много месяцев и иногда терять автомобиль.
Сейчас в «Автотеке», по данным РОАД, собрана история более 10 млн автомобилей по техобслуживанию и пробегу и юридическая история по 47 млн автомобилей.
По оценке «Автостата», через «Авито» и auto.ru проходит информация о 90% автомобилей, меняющих хозяина. Исключение составляют только машины, продающиеся по знакомству, без размещения объявления. Сейчас на сайте «Авито» больше 725 000 актуальных объявлений о продаже автомобилей, и в 690 000 из них идет речь о машинах с пробегом.
«Мы наблюдаем существенный прирост количества и качества сервисов, помогающих установить историю обслуживания, пробег, ограничения на регистрационные действия, наличие расчетов по ремонтным работам», – говорит руководитель продаж «Авилон.Автомобили с пробегом» Антон Демкин. Такие сервисы помогают развитию рынка: прозрачная история автомобилей позволяет сформировать адекватное товару ценовое предложение. «У клиента возникает больше доверия к прозрачной сделке, и это положительно влияет на количество продаж», – объясняет Демкин.
Впереди еще долгий путь, считает Вотяков. «Авито» стремится развивать продукты, позволяющие покупателям получать более полную и точную информацию об автомобилях, а дилерам – эффективнее работать на этом рынке: наращивать склады, сокращать ошибки при выкупе, быстрее продавать автомобили, рассказывает он.
Больше прозрачности
В январе 2020 г. «Авито» объявила о приобретении контрольной доли в компании MaxPoster, которая занимается оценкой стоимости автомобилей, управлением складов, контролем качества звонков, выгрузкой и продвижением объявлений на автомобильных интернет-площадках, напоминает Вотяков.
Один из стратегических фокусов «Авито», говорит он, – качество контента (достоверность и актуальность базы объявлений). «Компания стремится сделать поиск и покупку автомобиля через «Авито» простыми, прозрачными и цивилизованными. На это есть большой запрос у наших пользователей, а также у большинства игроков автомобильного рынка», – объясняет Вотяков.
В 2018 г. «Авито Авто» внедрила проверки продавцов и эта мера, по словам Вотякова, дает эффект. Сейчас специалисты ресурса в 14 городах каждый месяц проверяют объявления всех профессиональных продавцов: соответствуют ли имеющиеся в наличии автомобили тому, что указано в объявлении. Проверки проводятся методом случайной выборки, т. е. дата и список проверяемых автомобилей дилеру заранее не известны. На старте процент совпадений был на уровне 75%, сейчас – около 96%, рассказывает Вотяков. Продавец, два месяца подряд успешно проходящий проверку, получает статус «Проверенный партнер» «Авито» и приоритет в показе объявлений. Такие продавцы отмечают, по его данным, примерно 15%-ный рост обращений.
Следующим шагом станет введение в этом году на «Авито Авто» системы рейтингов и отзывов для продавцов автомобилей. Уже сейчас в тестовом режиме ряд дилеров подтвердили свою заинтересованность в объявлениях отзывов покупателей, а в скором времени это станет обязательным. Продавцы сами заинтересованы в обратной связи, объясняет Вотяков. При этом «Авито» отслеживает релевантность отзывов, проверяя, действительно ли данный пользователь приобрел автомобиль у данного продавца.
«Профессиональным участникам рынка нужно осознать: наша общая задача – сделать его максимально комфортным и безопасным, поэтому мы приветствуем появление новых источников данных и сервисов, помогающих сделать продажу автомобилей с пробегом еще более прозрачной», – заключает Вотяков. &