Как бизнес и люди зарабатывают в экономике совместного потребления

Найти покупателей, недвижимость и сотрудников: истории компаний, выросших на «Авито»
Unsplash

Российская sharing economy за 2019 г. вырастет на 50% – объем транзакций превысит 769 млрд руб., ожидали в конце прошлого года Российская ассоциация электронных коммуникаций и ТИАР-центр (окончательных данных за год пока нет). В российских регионах аудитория c2c-коммерции взрослеет и растет. «Ведомости&» рассказывают о бизнесах, которые выросли на «Авито»

Разделим бизнес

Шведские предприниматели Филип Энгельберт и Йонас Нордландер основали «Авито» в 2007 г. в первую очередь как доску объявлений. По сути, это была первая шеринг-платформа в России и предвестник идеологии разумного потребления: люди продавали товары, которые им уже были не нужны. Одна из первых рекламных кампаний шла под слоганом «Сколько стоит твой беспорядок».

Что можно сделать на «Авито Бизнесе»

> 2 млн компаний продвигает на «Авито» свои товары и услуги ежемесячно

2/3 из них
(производители, дилеры и дистрибуторы) одновременно с этим ищут себе сотрудников на «Авито Работе»

1/3 компаний
ищут подрядчиков на логистические услуги, ремонтные работы и документооборот

15%
выбирают помещение в аренду в разделе «Коммерческая недвижимость»
Источник: исследование B2b Research (январь 2020 г.)

свыше 16 000
компаний
в России сменило владельцев в 2018 г. через раздел «Готовый бизнес»
Средняя цена компании – 1 млн руб.

450 000 объявлений
в категории «Для бизнеса» в год

География продаж:
Москва – 2000 компаний
Санкт-Петербург – свыше 1200 компаний
Краснодар – около 700
Источник: данные компании

В 2019 г. пользователи «Авито» заключили 116 млн сделок по продаже товаров между собой – это 66% всех таких сделок в рунете, говорится в совместном исследовании «Авито» и Data Insight. Показатель вырос на 84% по сравнению с 2017 г. Сейчас «Авито» – второй в мире сервис объявлений в мировом рейтинге Top Sites Ranking for E-commerce and Shopping (Classifieds in The World) компании SimilarWeb, на 1-м месте – американский Craigslist.

Каждая вторая квартира в стране продается на «Авито», свидетельствуют данные маркетингового агентства «Акварель ресерч» на май 2019 г. Через формат доски объявлений платформа смогла выстроить экосистему для ведения бизнеса, рассказывает руководитель b2b-маркетинга «Авито» Наталья Никифоренко. На «Авито» решают свои задачи крупнейшие компании страны – «Камаз», «Почта России», ритейлер «Магнолия», «Бургер кинг», девелоперская и строительная компания ПИК, говорит она.

Бизнес Сергея Носевича вырос на «Авито», признается сам бизнесмен. В 2015 г., еще будучи студентом, он решил открыть интернет-магазин мебели. Носевич изначально решил использовать информационные технологии и автоматизировать бизнес-процессы. «Авито» показалась на тот момент самым простым инструментом для старта. Тогда я один занимался полным циклом продаж – от приема заказа до отгрузки товара. К тому же от меня не требовалось специальных знаний и умений в сайтостроении, маркетинге и т. д. «Авито» взяла заботы на себя», – рассказывает Носевич. С момента запуска продажи через «Авито» выросли в 6 раз, выручка в целом – в 22 раза, говорит он, не называя конкретных цифр. Сейчас его компания Нонтон.РФ работает в 30 регионах страны. 15% рекламного бюджета компании – это «Авито».

Сейчас так называемых профессиональных пользователей (это те, кто ведет бизнес на платформе) на «Авито Бизнесе», по данным компании, 2 млн. Они через личный кабинет могут управлять своими объявлениями, планировать услуги продвижения, следить за статистикой и выбирать стратегию продвижения, исходя из анализа эффективности своих размещений.

Не нужно тратить деньги и время на создание сайта или настройку рекламы, говорит продакт-маркетинг-менеджер «Авито» Анна Енютина. Возможности продвижения бизнеса зависят от тарифа. Их три: базовый, расширенный и максимальный. Например, расширенный тариф позволяет менять объявления конкурентов в блоке рекомендаций на свои и благодаря этому получить дополнительные просмотры.

/Максим Стулов / Ведомости

Компания «Жумади» (Zhumadi) из Татарстана – типичный представитель sharing economy. Она продает «Камазы» с пробегом и тюнингует грузовики под запросы клиента. «Жумади» тратит на размещение на «Авито» около 100 000 руб. в месяц, из которых 51 800 руб. уходит на создание виртуального автосалона и подписку, еще от 30 000 до 50 000 руб. – на продвижение, рассказывает директор по маркетингу «Жумади» Александр Кочергин. По его словам, в январе 2020 г. количество просмотров объявлений выросло в 4 раза по сравнению с тем же месяцем прошлого года, увеличилось число звонков.

Потенциальные клиенты все чаще предпочитают общаться с компанией, разместившей объявление, через чат, говорит Никифоренко. Поэтому чаты «Авито» легко интегрируются с CRM компаний. Так запросы сразу попадают в систему обработки сообщений клиента, указывает она.

Сериал «Друзья» и коммерческая недвижимость

Рынок коммерческой недвижимости все больше становится похож на рынок аренды квартир в Москве или Нью-Йорке. Теперь не только друзья вместе арендуют квартиру, но и бизнесмены – коммерческие площади.

«Авито Недвижимость» в цифрах

> 2,6 млн
объявлений – крупнейшая база объявлений о недвижимости в России

230 000
активных объявлений о продаже коммерческой недвижимости

30 млн
человек ежемесячно посещает раздел

902 млн
просмотров объявлений
Источник: «Авито»

Тренд на совместное использование помещений налицо: компании, которые владеют или арендуют большие коммерческие помещения, делят их на небольшие блоки и сдают стартапам, молодым предпринимателям, начинающим производствам и другим компаниям, которые ищут аренду на короткий срок или меньшей площади. Часто в этих помещениях собираются компании, объединенные каким-то концептом или идеей, рассказывает руководитель категории «Коммерческая недвижимость» в «Авито» Тимур Зайцев. На рынке дефицит вакантных площадей хорошего качества, особенно небольшого размера, объясняет он, но доступны помещения большей площади – это ведет к появлению формата совместной аренды помещений. Например, пекарня сдает часть помещения кофейне, компании экономят на аренде и выигрывают от синергетического эффекта.

/Максим Стулов / Ведомости

Екатерина Колосова, основатель бренда Revalu, продает экошубы. Она решила объединить под одной крышей несколько экобрендов. Арендовала просторное помещение с высокими потолками, а часть его сдала в субаренду единомышленникам, которых нашла на «Авито». В итоге получилась тройная выгода, признает Колосова: «Во-первых, у нас с другими брендами общая целевая аудитория, поэтому как минимум мы повышаем узнаваемость, как максимум – продажи. Во-вторых, экономим на аренде. В-третьих, у нас образовалось сообщество людей с похожими взглядами».

Сдают неиспользованные площади и крупные ритейлеры. Развитие дополнительных сервисов внутри магазинов позволяет сделать процесс покупок максимально удобным, говорит представитель X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). В приоритете для сдачи помещений в субаренду – продавцы свежего мяса, рыбы, выпечки, кулинарии и др. «Для нас это возможность расширить для покупателей локальный ассортимент и спектр услуг, получаемых в одном месте, а для наших партнеров – получить стабильный покупательский трафик при умеренных инвестициях», – отмечает представитель X5.

/Максим Стулов / Ведомости

Формат краткосрочной аренды, называемый поп-ап стор, выгоден и крупным брендам, и начинающим предпринимателям. Он позволяет привлечь внимание потенциальных покупателей, протестировать саму локацию и сделать промоактивность для развития бренда. А собственник может получить доход от помещения, пока ищет долгосрочного арендатора.

Еще один тренд – активное развитие онлайн-ритейла: онлайн-магазины начинают фокусироваться на решении проблем «последней мили» в логистике и развивают доставку с помощью постаматов, рассказывает Зайцев. Для этого они или их подрядчики арендуют небольшие блоки до 5 кв. м, сдать площадь под торговый постамат может кто угодно – от владельца торгового центра до парикмахерской, тем самым компенсировав часть арендных платежей и увеличив поток потенциальных покупателей. Онлайн-ритейлер Ozon запустил логистический маркетплейс, где партнеры компании могут открывать пункты выдачи заказов и устанавливать постаматы Ozon, рассказал «Ведомости&» Андрей Павлович, директор цепи поставок Ozon. Открывая пункты выдачи заказов, малый и средний бизнес может получать от Ozon до 20 руб. за каждый заказ. Постаматы Ozon.Box расположены в магазинах рядом с домом, салонах красоты, компьютерных клубах и на автозаправках – установка постамата «рядом» с клиентом увеличивает частотность его покупок на Ozon в среднем в 5–6 раз, а сама точка получает дополнительный трафик, пояснили в Ozon.

«Крупнейшие e-commerce компании во всем мире давно развиваются по такой модели, – говорит Павлович. – У Amazon, например, только в США 75 000 водителей-партнеров, при этом 80% заказов клиентам компании доставляют партнерские службы, а у Alibaba этот показатель достигает 100%».

Концепция шеринг-экономики повлияла практически на все сегменты рынка коммерческой недвижимости, говорит Ольга Широкова, директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank. В ритейле помимо субаренды это фудмаркеты или прокат дорогостоящих инструментов, аренда транспорта, склада или коворкинга.

Вот это кадры

Несколько лет назад в Великобритании появился сервис Rent A Mourner – он позволял нанять скорбящих для похорон. За 45 фунтов стерлингов можно было пригласить людей, которые притворялись, что знали покойного и им грустно. Год назад сервис закрылся, как сказано на сайте, из-за невозможности обслуживать желающих по всей стране по низким ценам.

Ценный специалист

Найти на «Авито» можно практически любого специалиста и даже кота. Услуга «Кот на час» стоит 500 руб. – в 5 раз дороже, чем «Муж на час», плюс ряд дополнительных условий: например, рядом с котом нельзя курить. Правда, резюме кота размещено в разделе «Животные».

Это один из примеров так называемого стаффшеринга – когда не нужно держать сотрудника в штате на постоянной основе, а выгоднее временно нанять.

Революцию в найме сотрудников зафиксировали аналитики Всемирного экономического форума в 2016 г. В докладе «Тренды на рынке труда» они прогнозировали, что на смену традиционной постоянной работе придет наем сотрудников на отдельные проекты – работодатели предпочтут собирать команду высококвалифицированных специалистов для решения отдельных задач, а не содержать большой штат. К тому же миллениалы предпочитают более свободный график и часто удаленно выполняют заказы нескольких компаний.

/Андрей Гордеев / Ведомости

Российский рынок труда давно освоил эту модель: вне зависимости от масштаба компании привлекают на временной основе дизайнеров, копирайтеров, программистов. «Шеринг персонала – это набирающий популярность тренд в самых разных видах бизнеса, – говорит Артем Кумпель, управляющий директор «Авито Работы». – Выгоднее привлечь внешние ресурсы на некоторый срок, чем набирать полноценный штат». Банки через «Авито» нанимают на аутсорсинг колл-центры, сырьевые компании ищут сотрудников, которые удаленно отслеживают автоматизированные процессы бурения, контроля уровня газов и т. д., перечисляет Кумпель.

37%

на столько растет число вакансий на позиции курьеров, упаковщиков и сотрудников в розничных компаниях на «Авито Работе» в преддверии новогодних праздников

Крупный производитель стройматериалов (его директор по управлению персоналом попросил об анонимности) 30% персонала нашел с помощью «Авито». Раньше через объявления компания нанимала прежде всего сезонных работников, теперь – целые проектные команды высококвалифицированных специалистов (в компании трудится 15 000 сотрудников, 5% из них – временные), рассказывает собеседник «Ведомости&».

Сотрудники поколений Y и Z готовы отдаваться работе, но не готовы тратить свое время впустую, говорит он: заканчивая один проект, они готовы к новому интересному заданию – «такую возможность мы им даем». Наем персонала на определенный срок позволяет экономить время, амортизационные затраты и затраты на аренду помещений, объясняет он.

Компания Сергея Дранишникова «Сервис-гуд» из Новосибирска (работает по франшизе) предоставляет логистическим и промышленным предприятиям услуги временных работников – в основном грузчиков, подсобных рабочих и сотрудников для выполнения простых операций на производстве. Идея создания такого сервиса появилась, когда он работал в транспортной компании. Было трудно нанять необходимое количество грузчиков в штат, вспоминает Дранишников: «К тому же даже при наличии необходимого по штату количества грузчиков было чрезвычайно трудно организовать их работу в соответствии с трудовым законодательством из-за неравномерной нагрузки как в течение дня, так и по дням недели». Сейчас в день его компания выводит на работу около 40 человек, на пике эта цифра доходила до 70.

Онлайн-ритейлер «Озон» недавно сообщил, что практически откажется от собственных курьеров и будет пользоваться услугами партнеров. Это позволит запустить курьерскую доставку в населенных пунктах любого размера и эффективно работать с заказами в высокий сезон, говорил «Ведомостям» представитель «Озона».

Прежде всего на «Авито» ищут работу представители массовых профессий: продавцы, курьеры, секретари, администраторы – всего 28 позиций. На такой работе занято, по данным Центра трудовых исследований НИУ «Высшая школа экономики», примерно четверть жителей России – 36 млн человек. Часто у людей массовых профессий нет финансовой подушки безопасности, соответственно, они не могут долго искать работу, их срок – от двух дней до пары недель, говорит Кумпель.