Почему системе защиты интеллектуальной собственности пора измениться
И как это поможет развитию инновацийИнновационные идеи и проекты появляются на стыке технологий, индустрий и научных направлений. Система защиты интеллектуальной собственности должна измениться, чтобы помогать, а не тормозить развитие
Философия и интеллектуальная собственность
В Технопарке «Сколково» 3 декабря 2019 г., еще до официальной премьеры, показали фильм «Война токов» с Бенедиктом Камбербэтчем в одной из главных ролей. Картина рассказывает о взаимоотношениях изобретателей Томаса Эдисона, Джорджа Вестингауза и Николы Теслы на рубеже XIX и XX вв. Причиной ожесточенной конкуренции стала электрификация США: Эдисон предлагал использовать для этого постоянный ток, а Вестингауз – переменный. На примере «войны токов» авторы картины показывают проблемы, прекрасно знакомые любому современному инноватору-предпринимателю: легкость использования чужих идей, сложность защиты интеллектуальной собственности, проблему нереализованного потенциала сотрудников, острую конкуренцию. Среди организаторов показа были Ассоциация IPChain, Фонд «Сколково», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
В кинематографе, которому больше 100 лет, технических проблем с защитой авторских прав уже нет: можно легко отследить всю цепочку, кто и как участвовал в производстве фильма. Сложности возникают в сфере новых технологий, рассказывает «Ведомости&» кинорежиссер, сценарист, продюсер картины «Война токов» Тимур Бекмамбетов. «Самые большие проблемы в сфере защиты интеллектуальной собственности сегодня – философские. Нужны дискуссии на тему, что такое права и кто ими обладает. Наш проект Vera Voice, который позволяет синтезировать голоса людей, вскрыл вопрос: кто обладает правами на сгенерированный голос?» – говорит он.
Исследование сферы креативных индустрий
Объединить разрозненных креативщиков намерены авторы исследования 100 Most Creative Russians, 100 наиболее выдающихся российских личностей и команд креативных индустрий. Определяющий фактор – значительные достижения человека или команды в своей сфере деятельности. Сейчас авторы исследования опрашивают экспертов индустрий, эту работу планируется закончить до конца января 2020 г. Итоговый список планируется составить к апрелю. Исследование проводит команда Creative Russia Network, объединение, инициированное РСПП и Ассоциацией IPChain. Экспертным партнером исследования выступает университет креативных индустрий Universal University, консультантом – фонд поддержки творческих индустрий «Креативные практики». К креативным индустриям в России исследователи относят музеи, архитектуру, музыку, IT, дизайн, изобразительные искусства, TV и радио, рекламу, издательское дело, кино, театр. «Без официального признания существования креативных индустрий в России сложно развиваться», – говорит Намаконов.
«На уровне духа законодательства по защите авторских прав Россия делает все правильно (в России в отличие от США источником авторского права может быть только физическое лицо, а не компания. – «Ведомости&»)», – говорит президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский. Но есть проблема с вознаграждением, продолжает он: «В России автор продал права и больше не получает доходов с проданного произведения, в Европе – получает за каждое последующее использование его произведения». Именно так, по его мнению, возникает проблема дотационности культуры.
Новые технологии возникают обычно на стыке разных дисциплин, искусств и сфер знания. Регулировать отношения интеллектуальной собственности в этих областях традиционными методами становится все сложнее.
Нейронаука в стиле джаз
Летом 2020 г. разработчики сервиса eMuse обещают представить бета-релиз алгоритма, позволяющего подбирать музыку с учетом психоэмоционального профиля слушателя. Разработчики используют нейрогарнитуру, которая снимает энцефалограмму в процессе прослушивания и на ее основе может индивидуально подбирать музыкально-акустический диапазон, анализировать воздействие звуков на эмоции.
Создатель сервиса, основатель проекта «Лаборатория Хаоса» Александр Кузяев много лет работал в музыкальной индустрии, разрабатывал программы для синтеза звуков, параллельно интересовался психокодированием, нейростимуляцией, введением человека в предсказуемое психологическое состояние с помощью музыки. С помощью звуков можно успокаивать нервную систему, снимать депрессию, нормализовывать сон, считает он. «Если очень грубо – мы можем проследить, как именно колыбельные усыпляют, рок заводит, блюз расслабляет. Вне зависимости от музыкальных стилей, возраста, личных предпочтений музыка воздействует на психику человека акустическими колебаниями», – объяснил Кузяев «Ведомости&».
Сейчас проект проходит этап тестирования и сбор базы эмоциональных профилей добровольцев. «По музыкальной базе мы можем алгоритмически собрать набор профилей, эталонные данные. Дальше нужно сопоставить эталонные данные с реальными, провести тесты на большом количестве людей. Если корреляции однозначные – спады, взлеты, – можно говорить, на какой выборке это совпадает», – рассказывает cооснователь и партнер проекта «Лаборатория Хаоса» Константин Нархов.
В 2020 г.
правительство Москвы готовится поддержать креативные индустрии. Например, для поддержки российского кино МЭЦ представит отечественные компании на выставке European Film Market 2020 в Берлине. Мультипликационные студии смогут презентовать свою продукцию на выставке Kidscreen в Майами. Также МЭЦ организует бизнес-миссию во французский город Анси на международный фестиваль анимационного кино.
У технологии есть огромные перспективы, уверен Кузяев. При финальной обработке любой песни можно наложить на нее дополнительный слой информации, полученной с помощью нейрогарнитуры из мозга автора песни. Это позволит наиболее точно передать его замысел, хотя музыка, на первый взгляд, будет звучать точно так же. Технология позволит, например, рекомендовать друзей в соцсетях на основе схожего психоэмоционального отклика на конкретную музыку, фильмы, аудиокниги. Также можно будет тестировать сотрудников оперативных служб, для которых критически важно эмоциональное состояние: рабочих атомных станций, полицейских, водителей общественного транспорта, авиадиспетчеров. В перспективе через нейрогарнитуру можно будет записать свое психоэмоциональное состояние в хорошем настроении и транслировать его себе в дни депрессии, перечисляет Кузяев возможные сферы применения технологии.
Музеи в погоне за миллениалами
Если бизнесы, рожденные на стыке технологий, экспериментируют с привлечением аудиторий и завоевывают ее довольно легко, то консервативным структурам, вынужденным трансформироваться в бизнес, приходится перенимать стартап-мышление практически принудительно. Эту технологическую трансформацию музеев в своем блоге анализирует основатель TravelSee Analytics Кваси Хоуп Агиман. Например, трансформироваться вынуждены музеи, работа которых в классическом понимании практически не ассоциируется с бизнесом и маркетингом. Посещаемость культурных центров падает год от года по всему миру, аудитория картинных галерей стареет и естественным образом сокращается, а потому музеям приходится меняться, создавая фотозоны для Instagram и рассказывая истории с помощью дополненной реальности, указывает Агиман.
В 2014 г. на территории Artplay в Москве открылся крупнейший в России мультимедийный выставочный центр, позднее переименованный в Центр цифрового искусства Artplay Media. «Мультимедиа-выставки – это продукт на стыке искусства, компьютерной графики, анимации, кинематографа и музейной деятельности. Мы создаем их сами при помощи специалистов из ведущих музеев мира (для этого у Artplay есть дочерняя компания Artplay Media). Этот жанр одинаково хорошо воспринимается аудиторией всех возрастов. Наши выставки уже были на гастролях в Берлине, Праге, Риге, Дели, Минске, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге и Туле», – рассказывает гендиректор Центра дизайна Artplay Сергей Десятов.
Российские креативщики-одиночки
Креативные индустрии в России сегодня – это разрозненная среда. «Даже редкое рекламное агентство в России регистрирует собственное название и логотип», – говорит исполнительный директор комитета РСПП по интеллектуальной собственности Игорь Намаконов.
«Исследование среди представителей креативных индустрий показало: около 40% российских и иностранных авторов не задумываются о защите объектов интеллектуальных прав ни в момент их создания, ни во время их первичного обнародования в цифровой среде», – рассказывает советник президента Ассоциации IPChain по маркетингу и PR, гендиректор Агентства комплексных коммуникационных решений PROPHET Евгения Дорофеева. Но около 80% воспользовались бы простым, удобным механизмом защиты прав при его наличии, добавляет она.
Искусственный интеллект станет соавтором Десятой симфонии Бетховена
Команда музыковедов и программистов намерена завершить неоконченную симфонию Людвига ван Бетховена. Алгоритм обучается на всех произведениях композитора и на их основе составляет общий музыкальный профиль. Эти данные будут экстраполированы на создание Десятой симфонии. Первые наработки искусственного интеллекта получили одобрение сотрудников Дома Бетховена в Бонне. Идея завершить музыкальное произведение с помощью алгоритмов машинного обучения приурочена к 250-летию со дня рождения композитора, который будут отмечать в декабре 2020 г. Недописанная симфония представляет собой несколько заметок в тетради, которые композитор оставил перед смертью в 1827 г. Девятая симфония была закончена в 1824 г. По данным AFP
Часто предприниматели-креативщики просто не знают нюансов авторского и патентного права и как защитить свои интересы в этой области, подтверждает президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий. В Москве эту проблему позволяют преодолеть информационно-консультационная поддержка специалистов Московского экспортного центра (МЭЦ) и тематические семинары и мастер-классы Московской школы экспортера, рассказывает руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин.
Сообщество начинает глубинный процесс самоопределения, считает Дорофеева. Удачным примером таких изменений она считает Ассоциацию специалистов предметного дизайна (АСПD). В декабре АСПD и Ассоциация IPChain, созданная при участии Фонда «Сколково», ВОИС, НИУ ВШЭ, РСП, ИТМО и других организаций, представили специальный сервис по работе с результатами интеллектуальной деятельности. На платформе www.russiandesigncouncil.org дизайнеры смогут распоряжаться своими правами, делегировать их, регулировать претензии, охранять свой интеллектуальный капитал.
К первопроходцам можно отнести также музыкальную сферу, серьезную работу в плане защиты и расширения возможностей по введению объектов интеллектуальной собственности в рыночный оборот ведет IT, продолжает Дорофеева. На инфраструктуре IPChain работает также CO-FI – краудлендинговая платформа для креативных индустрий.
В качестве примера можно привести и совместный проект Фонда «Сколково» и Ассоциации IPChain – цифровую платформу взаимодействия инновационных институтов развития на базе технологии IPChain, которая наглядно демонстрирует технологический скаутинг и возможности, которые он предоставляет инвесторам, корпорациям, стартапам и инновационным институтам развития. Сейчас платформа уже объединяет около 10 институтов развития, на ней собраны данные более чем о 7000 проектов и 5000 компаний.
Показательным примером является учреждение Союза креативных кластеров. «Фактически сегодня мы можем говорить о том, что взят вектор на тиражирование внутри страны той неотъемлемой материальной базы, где могут аккумулироваться безграничные креативные ресурсы. Такой опыт не только дает возможность развить определенные креативные секторы, но и служит полигоном для создания коллабораций. Другими словами – для создания новых бизнесов и бизнес-продуктов», – указывает Дорофеева. &