Профессионалы своими руками
Рецепты против кадрового голода от российского бизнесаВ России острый кадровый голод – вакансии могут оставаться незаполненными месяцы и даже годы. При этом спрос на новые квалификации растет, а специалисты не успевают наработать необходимые навыки. Компании из разных секторов экономики и разного размера решают эту задачу по-своему: одни воспитывают специалистов со школьной скамьи и привлекают их в вузах, другие предлагают состоявшимся специалистам высокие зарплаты. В любом случае многомиллионные инвестиции в человеческий капитал становятся условием жизнеспособности компаний.
Совместное исследование международной рекрутинговой компании Hays и Oxford Economics за 2019 г. показало: проблема дефицита квалифицированных специалистов в России стоит очень остро. Авторы рассчитывают индекс на основе 7 показателей – например, соответствие потребностей бизнеса и умений работников, уровень гибкости трудового законодательства и давление на зарплаты. Если по шкале от 1 до 10 показатель оказывается выше 5, значит, национальный рынок подвержен значительному давлению. Для России в 2019 г. индекс составил 6,1 против среднего 5,4 для 34 включенных в исследование экономик. Сложнее ситуация в Испании (индекс – 6,4), Германии (6,5), Люксембурге (6,8).
В российской экономике, констатируют авторы исследования, продолжает усиливаться несоответствие потребностей бизнеса и навыков сотрудников: «Новые типы вакансий в компаниях появляются быстрее, чем кандидаты успевают наработать новую экспертизу или обучиться новым инструментам».
84%
участников опроса (почти 10 000 респондентов в 119 странах) для исследования Deloitte «Global Human Capital Trends» за 2019 г. включили employee experience (аналог «пользовательского опыта» со стороны сотрудника) в список важных факторов, характеризующих работу в компании.
Проблема характерна не только для России. В мире 45% работодателей не могут нанять специалиста нужной квалификации – их просто нет на рынке, указывают компания BCG, Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Госкорпорация «Росатом» – авторы исследования «Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты». Это одно из проявлений фундаментальной «квалификационной ямы» (подробнее об этом – в материале «Шокирующие кадры»).
В новой экономике залогом успеха является реализация потенциала людей: это их таланты, интересы и амбиции «форматируют» экономику, создавая и упраздняя рабочие места. Авторы исследования назвали такой подход принципом человекоцентричности. Исходя из него, BCG предлагает три параметра для системы подготовки кадров – «Способности», «Мотивация» и «Возможности» (подробнее см. врез). По ним страны сгруппированы в восемь кластеров. Россию авторы отнесли к «экспортерам талантов». В этих странах сильны системы среднего и высшего образования (т. е. высокие «Способности»), но рынок труда неэффективен (из-за более низких «Мотивации» и «Возможностей»).
«Проблема усугубляется еще и тем, что кандидаты редких или узких специальностей, осознавая свою востребованность на рынке, повышают зарплатные ожидания. Ощущая дефицит ценных кадров, работодатели вынуждены переплачивать, что, в свою очередь, приводит к неравномерному росту заработных плат», – говорит руководитель направлений Luxury, Digital & Marcom, Retail компании Hays Марта Годзина.
В итоге у российских компаний есть два сценария: готовить кадры самостоятельно, делая акцент на создании возможностей внутри компании, или переманивать специалистов, предлагая большие зарплаты и ставя в первую очередь на материальную мотивацию. Но для редких профессий и плохо стандартизируемых навыков «покупка» талантов на рынке труда не работает.
2000 курсов
есть на онлайн-платформе для работников «Росатома» «Рекорд», где каждый может выбрать «карьерный шаг» и проверить себя на соответствие той или иной должности, определить недостающие компетенции и заняться их развитием.
Непопулярные профессии
«Низкий уровень престижа производственных специальностей – одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются производственные предприятия. Из-за этого возникает дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров», – констатирует главный специалист отдела подбора и развития персонала АО «Апатит» (входит в группу «ФосАгро») Дарья Дурнова. Сейчас
«ФосАгро» запускает на своей площадке в Волхове (Ленинградская обл.) новые производственные мощности, рассказывает она: «Нужны высококвалифицированные рабочие, и много, а их просто нет».
При выборе профессии школьники даже не догадываются, что зарплаты на производстве могут значительно превосходить средние цифры для дизайнеров или юристов. Проблемы с мотивацией в «ФосАгро» стали решать, работая с подростками в регионах присутствия.
В 2019 г. компания впервые сможет закрыть часть позиций за счет выпускников «ФосАгро-классов» – существующего с 2013 г. проекта, по которому компания поддерживает профильные физико-математические и химические классы в пяти городах (Кировск, Апатиты, Череповец, Балаково, Волхов). Помимо технических навыков классы призваны сформировать у детей и так называемые мягкие навыки (soft skills) – способность работать в команде, умение принимать решения.
В 2019 г. бакалавриат окончил первый выпуск программы: в 2015 г. из классов вышел 121 школьник, из них 51% выбрали технические специальности, 20% поступили по целевым направлениям (тем, которые, по оценке компании, будут востребованы через 4–5 лет). «ФосАгро» продолжает взаимодействовать с выпускниками своих профильных классов и после их поступления в вузы: они могут прийти на площадки компании на практику, участвовать в проектной работе, решении практических научных и производственных задач. Девять человек уже работают на предприятии, в следующем году таких должно быть уже 27, в 2021 и 2022 гг. – 40 и 45 соответственно. Всего, по оценке «ФосАгро», к 2023 г. вузы окончат около 700 выпускников «ФосАгро-классов» – и порядка 120 из них, т. е. одна шестая, устроятся в компанию. «Проект был ориентирован на профориентацию и повышение престижа инженерных специальностей. И мы не ставили себе планку вернуть 100% выпускников. Для нас оптимальный возврат – 50 молодых специалистов в год», – объяснил «Ведомости&» Дмитрий Бородич, директор по персоналу и социальной политике «ФосАгро».
«ФосАгро» в 2017–2019 гг. потратила на программы обучения и подбора молодых специалистов начиная со школьной скамьи 350,6 млн руб.
Профессиональные резервисты
Формирование кадрового резерва – тема, актуальная для любой крупной компании, говорит директор департамента кадровой политики «Норникеля» Дарья Крячкова. Тем более если крупнейшее предприятие компании – за полярным кругом.
В условиях ограниченной мобильности – а до Норильска добраться можно лишь по воздуху или по суровым морям Арктики – даже самые распространенные в больших городах и промышленных центрах компетенции вроде менеджмента или IT могут оказаться в дефиците. Альтернативы выращиванию кадров в коллективе практически нет.
Как оценить систему подготовки кадров
Критерии BCG
«Способности» – уровень развития профессиональных навыков и индивидуальных компетенций работников и, соответственно, уровень развития систем образования и профессиональной подготовки.
«Возможности» – прозрачность и доступность информации о вакансиях и других возможностях на рынке труда, в том числе наличие материальных стимулов для развития компетенций и навыков.
«Мотивация» – готовность работников к повышению квалификации или переквалификации.
В «Норникеле» этот вопрос решают с помощью центра оценки компетенций на базе корпоративного университета: с 2017 г. процедуру оценки там проходят все кандидаты в кадровый резерв руководителей среднего уровня – по результатам они проходят отдельные учебные модули. На местах за резервистами закрепляются кураторы, для последних существует своя модульная программа развития. «Мы ожидаем, что 70% вакансий в компании в течение двух лет будут закрыты из числа сотрудников», – поясняет Крячкова.
С 2006 г. у «Норникеля» работает собственный корпоративный университет (создан на базе отдела подготовки кадров, позже – учебно-курсового комбината, работавшего с 1938 г.). Там переподготовку и повышение квалификации рабочих ведут более чем по 300 профессиям; 60 курсов дистанционного обучения.
«Норникель» работает также и со студентами партнерских вузов – через запущенную в 2015 г. оплачиваемую летнюю стажировку по программе «Покорители Севера». В течение 4–6 недель студенты решают реальные бизнес-задачи компании. Всего согласно отчету об устойчивом развитии на профессиональное обучение в 2018 г. «Норникель» потратил более 1 млрд руб.
Работа на отрасль
С дефицитом кадров сталкиваются не только добывающие и промышленные компании. «Команда «Яндекса» постоянно растет – нас уже более 10 000, за последний год только разработчиков стало больше на 40%», – рассказывает Сергей Чернышев, руководитель академических программ «Яндекса». Технологии меняются с огромной скоростью и вузы в большинстве своем просто не успевают адаптировать программы – и не могут удовлетворить спрос на профессионалов в этой области, говорит Чернышев, проблема характерна не только для России.
Для секторов, где технологии появляются и устаревают буквально каждый год, отладить процесс быстрого и гибкого внедрения кастомизированных программ подготовки внутри корпорации оказывается трудной задачей. Мода на IT-сектор помогает оперативно заполнять вакансии.
Поэтому компания в партнерстве с образовательными учреждениями и самостоятельно занимается образованием свыше 12 лет. За последние три года «Яндекс» инвестировал в эту область более 1 млрд руб. Компания запустила три проекта: «Школа анализа данных» для студентов и выпускников инженерных и математических специальностей, там преподают машинное обучение, компьютерное зрение, анализ текстов на естественном языке и другие дисциплины. Для школьников в регионах России работает «Яндекс.Лицей» – курсы по освоению программирования на примере Python. Для взрослых доступен «Яндекс.Практикум», который позволяет освоить техническую профессию без отрыва от своей основной работы.
К 2022 г. компания намерена подготовить 100 000 IT-специалистов – по ее оценке, это 20% специалистов, которые работают в индустрии сегодня. 30 000 школьников будут обучаться в «Яндекс.Лицее», 50 000 взрослых людей пройдут переподготовку в «Яндекс.Практикуме», еще 20 000 студентов пройдут программы в вузах, созданных или модернизированных при участии «Яндекса» (у компании есть совместные образовательные программы с НИУ ВШЭ, МФТИ, СПбГУ, УрФУ, НГУ и РЭШ).
«Росатом»
в марте 2019 г. занял 1-е место в рейтинге лучших работодателей России по версии группы компаний HeadHunter. 2-е и 3-е места – у «Газпром нефти» и «Сибура».
Фокус – на человека
Когда перед бизнесом стоят глобальные вызовы, на первый план выходит человекоцентричный подход к развитию компетенций, решили в «Росатоме». Сейчас у госкорпорации 36 энергоблоков в 12 странах мира, и она готовится к выходу на новые рынки и в новые отрасли. Все эти задачи невозможно решать без сильных навыков в области управления масштабными проектами, кросс-культурных компетенций и умения сочетать hard и soft skills, рассказывает директор по персоналу «Росатома» Татьяна Терентьева. Системное решение, по ее словам, должно сочетать внутреннюю систему непрерывного образования и внешнюю среду фундаментальной подготовки.
Центром трансформации стала «Корпоративная Академия Росатома» – отраслевая площадка для обучения специалистов и руководителей. Только в прошлом году там прошли подготовку около 120 000 сотрудников. На развитие персонала «Росатом» ежегодно тратит 1,5 млрд руб.
29 лет
самым молодым директорам предприятий «Росатома». Почти половина новых назначенцев за последние четыре года – моложе 40 лет, по словам Терентьевой.
Ставка делается на индивидуальные траектории развития работников: для каждого участника кадровых резервов есть карьерный трек, план наращивания личного портфеля компетенций, возможности горизонтального и вертикального продвижения. В результате доля назначений из кадровых резервов за последние четыре года выросла с 26 до 72%.
Важное ноу-хау «Росатома», по словам Терентьевой, – создание экспертных сообществ, ключевое для развития STEM-квалификаций, где навыки часто передаются «из рук в руки». Здесь помогло взаимодействие с международным движением чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills. Возвращаясь на рабочие места, чемпионы WorldSkills становятся наставниками и тиражируют лучшие практики в своих коллективах. Таких экспертов в компании почти 1500.
«В одиночку ни одно государство, ни одна корпорация не способна решить проблему «квалификационной ямы»: специалисты все более мобильны, охота за головами не ограничена ни границами отраслей, ни границами государств», – говорит Терентьева. Поэтому нужна человекоцентричная экосистема талантов, охватывающая блоки отраслей и выходящая за пределы национальных рынков труда. &