Что такое кадровая яма и как в нее не попасть

Глобальному рынку труда нужна новая система подготовки кадров
PhotoXpress

76% сотрудников беспокоятся о своей карьере: они считают, что им нужно готовиться к сложностям с работой.

Мир стремительно меняется, и традиционная система подготовки кадров не успевает за переменами. В результате люди теряют работу, а работодатели не могут найти нужных им специалистов. Мировой ВВП недополучает из-за более низкой производительности труда $5 трлн в год.

Устранить дисбаланс можно, кардинально изменив систему подготовки кадров и пересмотрев отношения между нанимателем и сотрудниками.

Испытание на разрыв

К таким выводам пришли авторы исследования «Массовая уникальность. Глобальный вызов в борьбе за таланты», которое провели компания BCG, Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Госкорпорация «Росатом».

45% работодателей в мире не могут нанять необходимого специалиста, потому что сотрудников нужной квалификации на рынке просто нет. Но одновременно опытные специалисты не могут найти работу из-за того, что их умения больше не нужны.

Пять принципов Казанской декларации:

1. Навыки будущего для каждого. Каждый человек получает базовый набор компетенций, необходимый для работы в условиях неопределенности и быстрых изменений на рынке труда, который включает базовые и когнитивные навыки, социально-культурные, зеленые и цифровые компетенции.
2. Осознанное развитие. Профессиональное развитие каждого осуществляется по персональной траектории в течение всей жизни.
3. Равные и справедливые возможности. Информация о вакансиях и образовательных возможностях в регионе работника и за его пределами легкодоступна, при этом трудоустройство возможно на базе компетенций и реального опыта независимо от формального образования, жизненной ситуации, физического состояния или социального статуса.
4. Мобильность компетенций. Трудовая мобильность в рамках закрепленных законодательством форматов, гибкие форматы работы (обучения) и/или удаленная (виртуальная) занятость доступны для каждого независимо от места нахождения.
5. Признание ценностей и уважение личности. Рабочее место и условия труда предусматривают возможности для самореализации и профессионального развития каждого работника вне зависимости от разделяемых им ценностей и убеждений, с должным уважением к ценностям устойчивого развития.

Эта проблема, известная как «кадровый разрыв» (skills gap), в той или иной степени проявляется в каждой стране мира. Одна из ключевых ее причин – несоответствие знаний и компетенций людей актуальным требованиям рынка, подчеркивают авторы исследования.

В результате работодатели часто вынуждены нанимать сотрудников с компетенциями, хотя бы отдаленно похожими на нужные, а сотрудники – соглашаться на работу, которая их не очень устраивает. И те и другие оказываются в квалификационной яме. Фактически она лишь маскирует проблему, создавая иллюзию занятости, говорит Антон Степаненко, партнер BCG.

/Максим Стулов / Ведомости

На дне квалификационной ямы

По оценке BCG, сейчас эта проблема затрагивает 1,3 млрд человек из 3,5 млрд трудоспособного мирового населения. Через 10 лет таких людей в мире будет уже 1,4 млрд, а общее количество трудовых ресурсов не увеличится. В странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, в квалификационную яму попадает от 17 до 52% трудоспособного населения.

Потери от этого несут все, продолжает Степаненко. Работодатель либо теряет в производительности и недополучает выгоду, либо вынужден тратиться на переобучение. Работник, если он не может работать по специальности, теряет доход и квалификацию, а его мотивация снижается.

Вкалывают роботы

В число специальностей, где роботы наиболее активно будут вытеснять людей, по оценке исследования, проведенного для ВЭФа, войдут рабочие фабрик и сборочных цехов, специалисты клиентского сервиса (call-центров), администраторы, аудиторы, офисные сотрудники, отвечающие за ввод информации, сотрудники бухгалтерий.
Наиболее востребованными станут специалисты по анализу данных, искусственному интеллекту и машинному обучению, программисты, системные аналитики.

Главный вопрос для России – как удержать таланты и дать им возможности для развития, считают авторы исследования. Россия, по расчетам BCG, – в основной группе стран, где уровень несоответствия квалификации запросам рынка – от 45 до 75%. На близком уровне – Португалия и Испания.

Наперегонки с технологиями

Главная причина квалификационной ямы – система образования и подготовки кадров работает так же, как в XX в., а рынок труда с тех пор поменялся, объясняют авторы исследования. При этом государство продолжает финансировать обучение специалистов, чьи навыки и компетенции больше не нужны, и готовить кадры под те потребности работодателей, которые к моменту выпуска студента изменятся.

В России, например, по данным Росстата, в 2018 г. не по той специальности, которую они получили в учебном заведении, работало 29% выпускников вузов 2015–2017 гг. и 40% специалистов, получивших в те же годы среднее образование.

100 000 человек

ежегодно уезжают из России за рубеж, из них 40% – с высшим образованием
Источник: РАНХиГС

В целом по миру, согласно отчету Всемирного экономического форума (ВЭФ) The Future of the Jobs 2018 г., уже через четыре года из-за технологического развития 75 млн рабочих мест станут не нужны экономике. С другой стороны, появятся новые виды деятельности, а старые усложнятся – это, по оценке экспертов ВЭФа, приведет к созданию 133 млн новых рабочих мест. Но и требования к квалификации и производительности претендующих на них сотрудников будут выше.

Старая школа

Подготовка ненужных специалистов – наследие XX в.: система подготовки кадров была нацелена на достижение вершин в одной профессии, которой человеку хватало на всю жизнь, объясняет Степаненко из BCG.

Но с годами учеба стала занимать больше времени и подорожала.

По данным исследования College Board, за последние 30 лет стоимость четырехлетнего образования в среднем по миру выросла в 2–3 раза. А средняя продолжительность обучения, по данным совместного исследования Harvard University и Korean University, за последние 50 лет увеличилась в 1,9 раза в развитых странах и в 3,6 раза – в развивающихся.

WorldSkills International –

международная некоммерческая организация, объединяющая сейчас 82 страны. Её цель – повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и популяризация рабочих профессий путем проведения по всему миру соревнований для молодых профессионалов. В 2019 году мировой чемпионат WorldSkills принимала Россия.

Главная же проблема в том, что эти затраты больше не эффективны, считают в BCG. Если в середине прошлого века технические знания устаревали за 10 лет, то сейчас – за 2–5 лет. Но государства и работодатели во многих странах не готовы обеспечить систему переподготовки в течение всей жизни, да и у самих работников часто нет культуры постоянного развития.

76% работников беспокоятся о своей дальнейшей карьере: они считают, что им нужно готовиться к сложностям с работой, показал опрос сотрудников компаний, проведенный BCG совместно с Research Now SSI в 2018 г. При этом 30% опрошенных полагают, что ничего не могут сделать, чтобы подготовиться к грядущим изменениям.

От стандартизации – к уникальности

Преодолеть квалификационную яму возможно только при взаимодействии всех участников процесса развития талантов: государства, образовательной системы, бизнеса и каждого человека лично, считают авторы исследования из BCG, Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Госкорпорации «Росатом». Для этого необходимы кардинальные изменения в системе развития человеческого капитала.

Главная цель – перейти от массовой стандартизации подготовки кадров к массовой уникальности, т. е. рассматривать работников не как обобщенный экономический ресурс, а как отдельных личностей, учитывать потребности, возможности и таланты каждого, пишут эксперты.

Такой подход предполагает человекоцентричная концепция профессионального развития, описанная в Казанской декларации о навыках (подробнее см. врез.) Ее в августе 2019 г. одобрила Генеральная ассамблея WorldSkills International в ходе 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan 2019.

/WorldSkills

Российские пути

Проблема кадровой ямы для Госкорпорации «Росатом» стоит особенно остро, потому что 90% отрасли консолидировано в 25 городах, рассказывает гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. «Мы работаем над созданием целой системы развития человека, которая начинается не в школе, а уже в детском саду. Делаем вклад в создание глобальной идеологии подготовки человека – профессионала будущего», – говорит он. У госкорпорации в городах присутствия есть проект «Школа «Росатома», рассчитанный на подготовку дошкольников, школьников и педагогов по специальным программам.

В «Роскосмосе» есть обмен лучшими практиками между сотрудниками, с 2019 г. запущен пилотный курс Chief Data officer вместе с Российским экономическим университетом им. Г. В. Плеханова, говорит Константин Шадрин, директор Центра цифрового развития госкорпорации. «Интересный пример – внедрение «наставничества наоборот» – наставниками становятся молодые специалисты в области современных цифровых технологий, и они передают самые актуальные знания работникам старшего поколения. Молодежь становится драйвером цифровизации», – рассказывает он.

«Мы стараемся не допускать разрыва поколений специалистов и так называемой кадровой ямы», – говорит представитель «АвтоВАЗа». За последние три года объем обучения в компании вырос вдвое (а профессионального – в 5 раз), она организует 40 000 различных курсов для сотрудников в год, объясняет собеседник «Ведомостей». «АвтоВАЗ» сотрудничает с ведущими вузами страны и Самарской области по целевой подготовке студентов. &