Мандариновое дерево и корпоративный флорист
Как зеленые технологии помогают компаниям привлекать сотрудников и делать их работу эффективнееЗеленые здания, отвечающие стандартам экологической безопасности, больше привлекают арендаторов, а в странах, где следование таким стандартам уже стало общей практикой, появляется так называемый коричневый дисконт – скидка на площади в зданиях, где зеленые стандарты не применяются, указывают эксперты Всемирного совета по экологическому строительству (World Green Building Council, WGBC).
Выгодно всем
Соблюдение стандартов зеленого офиса, по подсчетам WGBC, увеличивает расходы на строительство и отделку в пределах 14%. В России применение, например, одного из самых распространенных стандартов – BREEAM – на 5–10% удорожает стоимость проекта, оценивает О1 Properties.
Но эти расходы оправдывают себя, уверены эксперты WGBC: покупатели и арендаторы офисов со здоровой атмосферой готовы платить, потому что такая среда помогает им нанимать и удерживать сотрудников и повышает эффективность работы. В России на премию за экологичность рынок еще не готов, но наличие зеленых сертификатов помогает собственникам привлекать более качественных арендаторов, говорит коммерческий директор O1 Properties Павел Барбашев.
Обладатели зеленых офисов экономят не только за счет более эффективного использования ресурсов, но и благодаря снижению ротации персонала и повышению отдачи от сотрудников, отмечают авторы исследования WGBC «Doing right by planet and people. The Business Case for Health and Wellbeing in Green Building». Свои выводы они сделали, проанализировав опыт 71 компании по всему миру.
Пространство для здоровья
Каждый из проанализированных WGBC кейсов подтвердил: сотрудники предпочитают рабочее пространство, в котором чувствуют себя более здоровыми и работоспособными.
Так, новый офис консалтинговой фирмы Cundall’s UK помогает ей сохранить более 200 000 фунтов стерлингов в год на снижении ротации персонала (а значит, расходов, связанных с увольнением и обучением новых сотрудников) и на больничных.
В латиноамериканской штаб-квартире крупнейшей в мире компании по производству промышленных красок Sherwin-Williams в Эль-Сальвадоре после внедрения технологий по стандарту LEED Gold сотрудники стали на 68% меньше болеть простудными заболеваниями, а количество дней на больничном сократилось почти вполовину.
А у лидирующего австралийского консультанта по строительству и инженерным решениям – компании Floth в здании с нулевыми выбросами углерода (net zero carbon office) об улучшении здоровья заявили 72% сотрудников.
О спросе на здания, которые помогают сохранить здоровье и обеспечить комфортную среду, говорит быстрое развитие по всему миру нового строительного стандарта WELL, рассказывает Энн-Мари Агуйлар, операционный директор Международного института строительства WELL (International WELL Building Institute).
Стандарт WELL полностью сфокусирован на здоровье человека. Самый популярный в России зеленый стандарт BREEAM больший упор делает на экологичность, а еще один популярный стандарт, LEED, – на энергоэффективность. С момента запуска WELL в 2014 г. уже около 2200 проектов общей площадью больше 390 млн кв. футов (или 36 млн кв. м) в 52 странах, включая США, Китай, Великобританию, Австралию, Францию, а теперь и Россию, получили такой сертификат.
«Сотрудники сообщают, что стали получать больше удовольствия от своего рабочего пространства, – отмечает Агуйлар. – Мы видим, что WELL служит катализатором и более существенных изменений. Мы слышим от наших партнеров о позитивных изменениях в поведении сотрудников – выборе фруктов вместо сладостей в качестве угощения, увеличении уровня их физической активности в течение дня».
Исследование консалтинговой компании CBRE, основанное на изучении опыта компаний из Нидерландов, показало: освещение, учитывающее циркадные ритмы, включение спортивных занятий, упражнений, направленных на ментальное здоровье (йога, медитация, массаж), правильное питание, наличие в офисе достаточного количества растений вместе увеличивают продуктивность сотрудников до 45% и повышают до 78% чувство удовлетворенности сотрудников своей работой, рассказывает Павел Якимчук, руководитель отдела управления проектами компании CBRE в России.
Российский опыт
Основной спрос на зеленые офисы в России пока формируют крупные иностранные компании: у большинства из них есть прописанная штаб-квартирой политика в отношении требований к арендуемым помещениям – и почти всегда в ней есть пункт о достижении определенных показателей экологической эффективности, рассказывает Барбашев.
Для крупных международных компаний вопрос экологической эффективности здания входит в топ-5 требований. «Такие арендаторы обращают внимание не только на наличие у здания зеленого сертификата, но и на то, какие именно технологии внедрены и как это поможет им в организации собственного офисного пространства, но сделать офис зеленым без поддержки собственника здания достаточно сложно», – рассказывает он.
американских работодателей намерены увеличить инвестиции в обеспечение здорового питания сотрудников на работе, а 30% – в создание офисных фитнес-центров, свидетельствуют данные консалтинговой компании Weelable. И то и другое значительно повышает привлекательность компаний в глазах сотрудников, особенно миллениалов, объясняют авторы исследования.
Найти компании, которые бы замеряли влияние зеленых офисов на самочувствие и продуктивность работников в России, изданию «Ведомости&» не удалось.
Сложно сказать, повышает ли забота об экологии эффективность сотрудников, но точно увеличивает лояльность к компании и улучшает рабочую атмосферу, личные отношения и сотрудничество между сотрудниками, говорит директор по связям с общественностью Volvo Car Russia Антон Свекольников. А полезные привычки, приобретенные сотрудниками в зеленых офисах, помогают не только им самим, но и их окружению вести более здоровый и ответственный образ жизни. Например, одной из задач eco-challenge для сотрудников компании было приобщить к экопривычкам – скажем, использованию термокружек для кофе вместо одноразовых стаканчиков – членов семьи, друзей и соседей, рассказывает Свекольников.
В России направление, связанное с фокусом на «здоровом» офисе, пока только набирает обороты, но уже сейчас значительное количество компаний используют такие инструменты, как здоровое питание, спорт, забота о ментальном здоровье, в качестве элементов повседневной заботы о сотрудниках, говорит Якимчук из CBRE. Его компания начинает в России сертификацию офисов по стандарту WELL. В российской экономике есть растущие секторы, конкуренция в них высокая и это в том числе приводит к жесточайшей борьбе за таланты, продолжает он. Для востребованных сотрудников финансовая мотивация уже не играет основную роль и офис как раз становится одним из ключевых элементов, уверен Якимчук.
Возможность работодателя предложить сотрудникам помимо достойной оплаты труда и социального пакета комфортные и экологичные условия в офисе, несомненно, один из факторов, который влияет на конечный выбор соискателей, подтверждает менеджер по устойчивому развитию Unilever Ирина Антюшина.
Дело молодых
Российские компании, средний возраст сотрудников в которых – 30–35 лет, заставляют задуматься о зеленых офисах собственные сотрудники, говорит Барбашев из О1 Properties: «Социальная осведомленность о том, что нужно аккуратнее относиться к нашей планете, уже идет снизу».
Молодые специалисты ждут от бизнес-лидеров, что те будут активнее положительно влиять на жизнь общества и больше ориентироваться на удовлетворение потребностей своих сотрудников, свидетельствуют результаты ежегодного опроса поколения третьего тысячелетия Deloitte (Deloitte Millenial Survey за 2018 г.). Так, 77% респондентов заявили, что на их решение принять предложение о работе повлияло в том числе наличие у компании программ социальной ответственности в сфере экологии.
Конкуренция за кадры – особенно в технологических и IT-компаниях – сильнейшая и зеленый офис в удачном месте уже не только один из аргументов при найме более молодых сотрудников, но и способ повысить эффективность работы, говорит Барбашев.
Действительно, представители технологического сектора рассказывают, что стараются создавать в офисах максимально комфортную атмосферу – от организации пространств до обилия зелени и вкусной и полезной еды.
«Нам важны не только профессиональные навыки коллег, но и их эмоциональное состояние. Немаловажную роль в этом играет пространство, в котором мы работаем», – говорит PR-директор Avito Андрей Барковский. «Для нас важно создавать условия, в которых людям будет комфортно работать, – рассказывает Сергей Чернышев, руководитель академических программ «Яндекса». – Мы внимательно изучаем потребности наших сотрудников и думаем, что еще можно улучшить для поддержания приятной творческой атмосферы».
Так, в «Яндексе» каждый сотрудник может обустроить свое рабочее место так, как ему нравится: например, заказать себе настольную лампу или торшер, шкаф или полку под книги и даже выбрать растение, посоветовавшись с корпоративным флористом. Только в штаб-квартире компании на ул. Льва Толстого более 436,62 кв. м вертикального озеленения и примерно 14 500 единиц настольных и напольных растений. В офисе стараются создавать функциональные пространства с множеством зон для отдыха и неформального общения, есть тренажерный зал, библиотека и везде белые виниловые обои, на которых можно записать маркерами идею, возникшую в ходе дискуссии, рассказывает Чернышев.
Простые формы, обилие света и экологичность позитивно влияют на психологический комфорт и работоспособность команды, уверен Барковский. Офис Avito был построен в 2014 г. с использованием натуральных и экологичных материалов. Для соответствия зеленым критериям компания использует безопасные средства и технологии, сортирует отходы и поддерживает здоровую обстановку в офисе. В штаб-квартире Avito почти 2000 растений, из которых 878 находится на просторной террасе. Сотрудники, рассказывает Барковский, охотно самостоятельно ухаживают за ними и даже регулярно собирают урожай мандаринов прямо в офисе. «Дружелюбный подход, уютный зеленый офис, наличие современных технологий и релаксационной зоны создают особый комфорт в компании и вызывают желание присоединиться к нашему коллективу», – уверен он.
На будущее
В России офис, созданный по зеленым стандартам, пока не является главным требованием молодых соискателей при выборе места работы, считает Марк Розин, управляющий партнер «Экопси консалтинга». «Молодежь разделена на две основные группы. Большая часть студентов хочет работать, условно говоря, в «Газпроме» – т. е. для них важна стабильность, участие в национальных проектах. К зеленым стандартам они относятся нейтрально. Вторая часть молодежи нацелена, условно, на Google, и для них очень важны западные ценности. Если работодатель хочет набрать людей, ориентированных на западные ценности, то им необходимо внедрять подобные стандарты», – говорит Розин.
Через пару лет здоровая офисная среда станет одним из основных конкурентных преимуществ работодателя в России, уверен основатель и управляющий партнер компании Everyco Владимир Соловьев. Пока требования к рабочему месту стоят у россиян далеко не на первом месте при трудоустройстве, но уже сегодня экоофисы позволяют сохранить лояльность сотрудников. Учитывая, что буквально на глазах спрос на здоровый и экологически ответственный образ жизни перемещается из прогнозов в реальную жизнь, уже очень скоро компании, не позаботившиеся о комфортном рабочем месте, правильном освещении, климат-контроле, безопасных материалах в отделке и мебели, начнут проигрывать в конкуренции за квалифицированные кадры, уверен он.
Текст: Елена Виноградова, Анна Богомолова