Наука и жизнь
Суммарная выручка 1900 стартапов – резидентов «Сколково» в этом году превысит $800 млнТерритория «Сколково» – пространство для экспериментов. В тестовом режиме здесь курсирует беспилотное такси «Яндекса». Если будете снимать квартиру в здешних апартаментах – почувствуете на себе технологии умного дома. Да и современного дорогостоящего оборудования для научных исследований на 400 га сконцентрировано немало – в лабораториях технопарка, Сколковского института науки и технологий («Сколтех»), R&D-центрах крупных компаний и у самих резидентов. Что представляет собой экосистема «Сколково»?
Высокие старты
В этом году совокупная выручка 1900 стартапов – резидентов «Сколково» превысит $800 млн, сказал в интервью изданию «Ведомости&» старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково» Кирилл Каем (см. подробнее). «Это не детские цифры, особенно если учесть, что значимый объем выручки генерирует 300–400 компаний, которые уже имеют готовый продукт», – говорит он.
Фонд изначально отбирает научно-технологические разработки, у которых есть потенциал для коммерциализации, объясняет Каем. В фокусе четыре направления: IТ, биомедицина, энергоэффективность, промышленные технологии.
Около 1900 компаний являются участниками проекта «Сколково»
более 700 экспертов по науке, технологиям и бизнесу входит в экспертную панель «Сколково»
3 млрд руб. – целевой объем каждого фонда инвестплатформы Skolkovo Ventures
100–200 млн руб. – средний размер инвестиций в компанию в рамках раундов финансирования A и B
Отобранные проекты фонд последовательно ведет по стадиям – от инкубации до индустриализации. На каждом этапе команду сопровождают разные трекеры, и на каждом «Сколково» обеспечивает необходимую инфраструктуру.
На самой ранней стадии – инкубации – проекту помогают оформиться. Иногда перспективную разработку представляют 2–3 ученых, им нужно сформировать команду с бизнес-компетенциями, зарегистрировать компанию, определить стратегию развития и т. д.
На стадии акселерации компания развивает свой продукт, создает прототип, оформляет права на ноу-хау. Статус резидента «Сколково» открывает доступ ко всему арсеналу инструментов поддержки – как монетарных (налоговые льготы, гранты), так и немонетарных (доступ к инфраструктуре и партнерской сети). Результатом этого этапа должны стать привлечение инвестиций, первые продажи и получение обратной связи от клиентов.
Третья стадия – индустриализация, вывод готового продукта на российский или международный рынок и привлечение внешнего финансирования. Здесь основная помощь от фонда – консалтинг: подготовка презентаций, питчей, меморандума и физический поиск заказчиков и инвесторов.
Стартовый арсенал
В технопарке «Сколково» можно арендовать не только парту или офис. В промышленном хакспейсе есть все, что может понадобиться для быстрого изготовления прототипа: 3D-принтеры, в том числе самый большой и мощный в России, фрезерные станки, паяльные машины и т. д. Испытания и исследования материалов можно провести в центре коллективного пользования (ЦКП). В лабораториях для биомедицинских исследований помимо оборудования предусмотрены индустриальная канализация и вентиляция, наливные антистатические полы, подача осушенного сжатого воздуха и воды, чистые комнаты.
Всеми этими возможностями стартапы могут пользоваться, оплачивая аренду на льготных условиях.
В «Сколково» работает 23 лаборатории и 16 ЦКП. «Заказной НИОКР иначе пришлось бы делать в лабораториях закрытых НИИ, что сложнее и дороже. Сеть ЦКП будет развиваться как внутри, так и снаружи. Мы запустили программу аккредитации таких центров по стране, договариваемся о скидках для стартапов. Рады, что к ней подключились и другие институты – в Санкт-Петербурге, Самаре», – говорит Каем.
Помимо доступа к финансам, лабораториям и экспертам у стартапов есть возможность поучиться в партнерских акселераторах, в том числе зарубежных, – в 2017 г. ею воспользовалось 38 компаний. С проектами работает около 20 директоров по акселерации, около 700 внешних экспертов по разным направлениям.
Компания может подать заявку в Skolkovo Ventures – это инвестиционная платформа в экосистеме «Сколково», которая управляет тремя фондами, созданными совместно с РВК и частными партнерами, и помогает с привлечением внешнего финансирования. По итогам 2017 г. на Skolkovo Ventures пришлось 40% венчурных сделок в России.
Есть в экосистеме и сервисы – от юридической поддержки и ведения бухгалтерии до помощи в таможенном оформлении как ввозимого оборудования, так и продукции, которая поставляется на экспорт.
В ноябре в «Сколково» появился Центр сертификации и стандартизации. По словам вице-президента фонда по грантам, экспертизе и тендерной деятельности Сергея Кржановского, эта услуга очень востребована, особенно если учесть нестандартность многих инновационных продуктов. Центр занимается комплексом работ – от подбора регламентов, под требования которых подпадает стартап (нефтяная промышленность, IT-сфера, медицинские изделия и др.), до поиска аккредитованного органа и сопровождения самих испытаний. Цель на перспективу – проработать возможность получения аккредитации иностранных лабораторий на территории инноцентра и создать собственный орган по сертификации.
Эффект масштаба
Но больше всего стартапы ценят партнерскую сеть фонда. Каем отмечает, что немонетарные механизмы теперь стали основным драйвером для компаний, стремящихся в «Сколково».
Для стартапа HeedBook, технология которого на основе нейронных сетей и машинного обучения помогает компаниям повысить результативность работы фронт-офиса, попадание в IТ-кластер «Сколково» стало признанием того, что все делается правильно. «Это как поступление на бюджет в МФТИ или Бауманку, отбор строгий. Грантов мы пока не получаем, но «Сколково» многое дает. Международные связи появились – мы побывали уже на интересных выставках в Италии, Англии, на Ближнем Востоке. Есть менторы, путь к клиентам и партнерам занимает гораздо меньше времени», – говорит Алексей Маслов, основатель HeedBook, офис которого теперь находится на территории «Сколково».
Доступ к экосистеме «Сколково» есть не только у тех, кто готов переехать в Москву. С прошлого года началось активное региональное развитие. Резидентами «Сколково» со всеми преимуществами этого статуса могут стать и региональные стартапы, отбирать которые помогают местные управляющие компании – партнеры Фонда «Сколково».
Юрий Сапрыкин, вице-президент «Сколково» по региональному и международному развитию, проводит в командировках по три недели в месяц. За год, по его словам, эксперты отсмотрели около 400 региональных стартапов и около 70 новых проектов прошло экспертизу «Сколково» и стало резидентами. Они получают доступ к лабораториям и технопаркам региональных партнеров «Сколково» и помощь в выводе проектов на рынки, в том числе международные. Например, сахалинская компания «Визитек», которая занимается технологиями промышленной безопасности, резидент дальневосточного представительства, открыла офис в Москве, здесь помогли доработать технологию и выйти на заказчиков в сталелитейной промышленности. Есть и обратный пример: компания «Бонака», московский резидент, разработавшая технологию очистки отопительных систем, сегодня с помощью партнерской сети фонда внедряет ее в десятке регионов.
«Только за 2018 г. более 50 проектов с нашей помощью нашли себе партнеров в регионах. Когда есть местный оператор, эффективнее получается – это люди, которые находятся с нами в постоянной коммуникации и понимают, как работает экосистема «Сколково», – отмечает Сапрыкин. В планах «Сколково» – увеличить региональную сеть в 1,5 раза. &
Текст: Варвара Грошева