Прозрачное регулирование
В каких странах застройщикам удобнее всего строить? Там, где есть возможность оформить все разрешения через одно окно и получить информацию в открытых источниках. Что из международного опыта могла бы использовать Москва?Что делают мировые лидеры в области градостроительного регулирования и каково место Москвы среди них, можно судить по опросам застройщиков и рейтингу «Ведение бизнеса» (Doing Business), который ежегодно составляет Всемирный банк на основе оценки административных барьеров более чем в 190 странах мира.
Борьба за прозрачность
Строительное регулирование в Москве сложнее, чем, например, в Минске, Тбилиси и турецких городах, показал опрос 20 крупнейших девелоперов с международным опытом, работающих в Москве. Его провела в 2016 г. компания EY для Moscow Urban Forum. Правда, получить разрешения на строительство в российской столице можно быстрее, чем, например, в Праге и Берлине, отмечали участники исследования (рейтинга городов в этом исследовании нет).
Часть девелоперов отмечали, что Москва в области градостроительного регулирования приближается к практике западных стран. Главные параметры, по которым российская столица все еще отстает, по мнению респондентов, связаны с недостаточной прозрачностью и большим количеством процедур, которые приходится пройти строителю для получения того или иного разрешения.
Судя по рейтингу Всемирного банка «Ведение бизнеса», Россия, заметно укрепившая свои позиции за последние восемь лет (в 2010 г. она занимала 179-ю позицию), по итогам 2017 г. сохранила 115-е место, как и в 2016 г. (результаты рейтинга по итогам 2018 г. будут опубликованы в конце октября; результаты некоторых из уже проведенных реформ еще не оценивались).
Для эталонного объекта в Москве 15 процедур, необходимых для оформления документов, – от получения градостроительного плана земельного участка до регистрации права собственности в Росреестре – без учета времени на сбор информации и само строительство занимают 230,5 дня и обходятся застройщику в 1,4% от стоимости проекта. В среднем в Европе и Центральной Азии, по данным исследователей, застройщики проходят 16 необходимых процедур (это средневзвешенный для региона показатель) быстрее, но в разы дороже: за 168,3 дня и 4% стоимости проекта при сопоставимом с Москвой уровне контроля за качеством строительства. По удобству работы застройщиков Москва (у нее 65,18% по показателю Distance to Frontier, т. е. по близости к лидерам рейтинга) обгоняет Бразилию и Китай – у них 49,83 и 47,28% соответственно.
Наиболее совершенные системы регулирования градостроительной сферы, с точки зрения экспертов Всемирного банка, выстроили Сингапур, Австралия (анализировался Сидней) и Германия (Берлин). В этих городах застройщику для согласования документации достаточно подать заявку в одно ответственное ведомство (например, Центральный комитет планирования Сиднея, Орган государственного строительного надзора Берлина) – и его документацию начнут одновременно рассматривать несколько задействованных в процессе структур.
Вся нужная информация по условиям строительства в этих городах есть в открытом доступе – как правило, на едином специализированном градостроительном информационном портале.
Сила – в единстве
Открытость обеспечивается с помощью электронных ресурсов.
Зеленые правила
Один из основных трендов в мировом градостроительном регулировании – жесткие экологические требования и забота о равномерном развитии города без образования гетто.
В большинстве стран с высоким уровнем дохода, лидирующих в реформировании градостроительного регулирования, государство предъявляет девелоперам жесткие требования по озеленению застраиваемых территорий, свидетельствует исследование Института экономики города.
В зарубежной практике минимальные требования к озеленению земельного участка детально прописаны в правилах землепользования и застройки, нередко с указанием пород деревьев и кустарников, которые необходимо высадить.
В Москве, например, при вырубке зеленых насаждений требуется оформить порубочный билет, а также осуществить компенсационную выплату за вырубку. Компенсационное озеленение производится городскими властями.
Так, на портале Corenet правительства Сингапура застройщики могут получить услуги по проведению экспертиз, согласованию и оформлению документов не только у государственных компаний, но также у сетевых организаций и частных структур. Там же участники рынка могут искать поставщиков товаров и услуг. Здесь же есть все актуальные законодательные акты по строительству и статистика строительного рынка. На портале есть даже чек-листы комплектности документов для каждой процедуры и FAQ от ответственных ведомств по наиболее популярным вопросам девелоперов и отдельным вопросам законодательства.
На портале городского планирования правительства Нового Южного Уэльса и городского совета Сиднея есть интерактивные карты, с помощью которых застройщики могут узнать о специфических требованиях для отдельных территорий города. Госорганы не только принимают документы через портал, но и размещают здесь, например, отчеты о рынке недвижимости и проводят онлайн общественные обсуждения крупных городских проектов. Любой документ на портале можно заказать в шрифте Брайля или в переводе с английского на другие языки.
Но все же главное, за счет чего Берлину и Сиднею удалось ускорить согласования и уменьшить их число, – это межведомственное взаимодействие при формировании системы одного окна для застройщика, и к этому надо стремиться Москве, отмечают эксперты Всемирного банка. В московском правительстве задачу по достижению показателей лучших зарубежных практик считают одной из главных, подтверждает руководитель департамента градостроительный политики Сергей Левкин. &
Текст: Татьяна Щукина