Экономный дом
С 1 июля девелоперы должны увеличить энергоэффективность новых домов на 20%Государство сокращает расходы
Объем тепла и энергии, необходимый для отопления новостроек, должен снизиться с 1 июля 2018 г. на 20%, с 2023 г. – на 40%, а с 2028 г. – на 50%. Об этом говорится в приказе Минстроя, который утверждает требования энергетической эффективности зданий (зарегистрирован в Минюсте 23 марта 2018 г.). Сейчас здания потребляют 40% всей производимой энергии, рассказал изданию «Ведомости&» замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис (комментарии он передал через пресс-службу). Требования энергоэффективности будут способствовать разработке новых технических решений, появлению новых видов материалов, оборудования, умных технологий в строительстве, рассчитывает он.
Новые требования касаются в первую очередь нового строительства, но этим задача не исчерпывается, подчеркивает Чибис: энергоэффективность многоквартирных домов будет повышаться за счет капитального ремонта и энергосервисных контрактов – в этом случае энергосервисная компания проводит энергосберегающие мероприятия за свой счет, а потом компенсирует свои расходы и заранее согласованный доход из возникающей экономии.
Достичь требований, установленных с 1 июля, можно, усилив теплозащиту стен и кровли на 33%, окон – на 49%, рассказывал Станислав Щеглов, руководитель направления компании «Технониколь», во время деловой программы на выставке MosBuild 2018. Построить дом по энергосберегающим технологиям обойдется дороже минимум на 15%, подсчитал Семен Гоглев, управляющий партнер «Норвекса» (строит загородные дома). «Дальше зависит от степени фанатизма, – рассказывает он. – Например, когда мы строили первый в России энергоэффективный дом, то его напичкали всем, чем только можно, – стоимость его строительства оказалась выше в 3 раза».
Оптимизировать расходы можно за счет более компактной формы здания, его ориентации по сторонам света для получения большего количества солнечной энергии, ограничения процента остекления и минимизации влияния тепловых мостов, рассказывал Щеглов.
В мире построить здание с использованием принципов снижения расходов на энергоносители дороже, чем обычное, на 15%, говорит Сергей Креков, глава попечительского совета Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость. В первую очередь за счет утепления стен, систем расхода воды и электроэнергии, а также архитектурных решений, которые позволяют использовать преимущества новейших строительных материалов.
Неинтересные технологии
Энергосберегающие технологии оправдывают себя в первую очередь в городах. Ведь новостройки дополнительно нагружают существующие сети и теплотрассы, поэтому государство заинтересовано в развитии энергосберегающих технологий: чем меньше расход, тем легче будет городу, объясняет Гоглев. За городом же каждый владелец дома сам может решить, что себе строить, продолжает он.
Пока частные покупатели интересуются энергоэффективностью гораздо меньше государства. Большая часть покупателей строительных материалов интересуется скорее экологичностью и отсутствием вредных для здоровья химических веществ, впрочем, есть и те, кто обращает внимание на соответствие ГОСТам и СНиПам по энергоэффективности, рассказывает руководитель направления социально-экологической ответственности Leroy Merlin Екатерина Иванова.
Сколько можно сэкономить
Новые модели инжекторых холодильников экономят семье из четырех человек около 100 руб. в год: обычный холодильник тратит электроэнергии примерно на 360 руб., энергосберегающий – около 250 руб., подсчитали продавцы-консультанты «М.видео» и «Эльдорадо» по просьбе представившегося покупателем сотрудника «Ведомости&». В той же семье энергоэффективная стиральная машина съест электричества примерно на 450–600 руб. в год, посудомоечная – 500–650 руб. в год, духовой шкаф – 300–400 руб. в год, тогда как обычная техника – каждая на 200–300 руб. в год больше.
Так же шло развитие и в странах Северной Европы, объясняет Креков: большинство строителей и покупателей интересовались лишь безвредностью стройматериалов – до тех пор, пока не появились механизмы компенсации. Так, в Дании и Франции существуют доплаты к тарифам на передачу электроэнергии, писал portal-energo.ru: если компания выполнила план по экономии электроэнергии, добившись, чтобы ее клиенты немного снизили потребление, она получает доплату, компенсирующую снижение ее доходов. Есть программы и у бизнеса. Например, датская энергокомпания Dong Energy заключает со своими крупными клиентами контракты на проведение энергоаудита, разработку и реализацию энергосберегающих мероприятий. Если оговоренная в контракте экономия на счетах за электроэнергию не достигнута, Dong Energy обязуется покрыть разницу. Только за 2010–2011 гг. клиенты компании снизили потребление электроэнергии на 340 000 МВт ч, что эквивалентно годовому потреблению электроэнергии в 90 000 датских домохозяйств, указывал portal-energo.ru.
Среди покупателей частных домов в России энергоэффективностью интересуется не менее 30%, в большинстве случаев это связано с постоянным ростом цен на энергоносители, рассказывает Гоглев. В газифицированных коттеджных поселках ситуация иная, отмечает он: из-за дешевизны природного газа экономического эффекта от применения энергоэффективных технологий почти нет. Стоимость эксплуатации дома площадью 200 кв. м на газе – около 2600 руб. в месяц, на электричестве – от 10 000 руб. в месяц, приводит пример Гоглев.
Дешевая энергия
При выборе электротоваров клиенты думают в первую очередь об экономии, говорит Иванова из Leroy Merlin, правда, не в глобальном смысле – например, что потребление большого числа энергоресурсов влияет на климат. Энергоэффективность класса А+ или А++ не является ключевой составляющей при выборе, ведь при нынешней стоимости отопления, электричества и газа экономия получается мизерная; люди больше обращают внимание на соотношение цены и качества, отмечает она.
Тренд на экономную бытовую технику в России наблюдается достаточно давно, не согласен менеджер по продуктовому маркетингу Electrolux Сергей Снурницин. По его наблюдениям, покупатели обращают внимание не только на первоначальную стоимость товара, но и на затраты по его использованию.
Большинство покупателей магазинов бытовой техники и электроники при выборе техники ориентируются на цвет, дизайн и цену, выяснил корреспондент «Ведомости&», посетив под видом покупателя несколько торговых точек крупнейших ритейлеров.
«Функционал и внешний вид – вот на что больше обращают внимание покупатели. Продажи энергоэкономных товаров растут, но благодаря новым техрегламентам Евросоюза, где бытовая техника в основном разрабатывается. В России сиюминутная выгода от экономии электроэнергии не очень высока за счет невысоких тарифов», – говорит Антон Гуськов, представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники. &
Текст: Арам Тер-Газарян