«Проблемы характерны для всей страны»

Как улучшить процесс присоединения к коммунальным сетям?
Денис Абрамов

Сергей Левкин,

руководитель департамента градостроительной политики Москвы

Главное, над чем мы работаем с коллегами из сетевых компаний и департаментом ЖКХ, – это унификация документов, необходимых при подаче заявки на технологическое присоединение, для заключения и исполнения договоров. Застройщик каждый год видит какие-то новые документы и справки, это просто безумие! Исправить ситуацию – наша ключевая задача. Но нам вполне по силам будет избавить застройщика от беготни по сетевым компаниям, чтобы он подавал заявку на подключение своего объекта ко всем коммуникациям через одно окно на портале госуслуг. Потом эта заявка будет разбиваться на нужные сетевые компании, а после прохождения всех процедур результат услуги застройщик получит через то же окно к заявителю. Такой план вполне реален.

При строительстве любого объекта 50% процедур, через которые должен пройти застройщик, – это технологическое присоединение.

Поэтому перевод услуг сетевых организаций в электронный вид, а также включение сетевиков в систему межведомственного электронного взаимодействия могут сократить сроки присоединения к инженерным сетям. Мы надеемся, что увидим результаты этой работы к осени 2018 г.

Роман Бердников,

член правления, первый заместитель гендиректора ПАО «Россети»

Проблемы, существующие в Москве и Санкт-Петербурге, характерны для всей страны. Одна из них – недостаточное внимание потребителей к интернет-ресурсам электросетевых компаний. Там есть вся информация, необходимая для подключения к сетям, – подавай заявку и получай решение. Тем временем этим сервисом уже научились пользоваться перепродавцы электричества, которые, конечно, убеждают своих клиентов, что в сетевых компаниях все плохо. Для этого мы запустили информационную кампанию для потребителей – «Приходите к нам без посредников».

Вторая проблема связана с долгосрочным планированием работ. Большинство субъектов Федерации не разрабатывают схемы территориального планирования в части объектов электроэнергетики, потому что в законодательстве нет жесткого требования на этот счет. Без таких схем нам сложно работать. Кроме того, часто процедура техприсоединения затягивается, потому что заявители подают заявку в последний момент. Из-за этого возникают трудности, ведь такого подключения в нашей схеме планирования может не быть. Если все продумывать заранее, то и процесс значительно ускоряется. Другая проблема – заявители в нарушение порядка обращаются в сетевую организацию, когда строительство объекта уже почти завершено, иногда при подаче заявки не хватает тех или иных документов.

Согласование работ со смежными организациями также отнимает значительное время. Это касается лесов федерального значения, переходов наших линий через железнодорожные пути и дороги регионального и федерального значения. Ведь для таких работ нужно согласование, которое может занимать до семи месяцев, а зачастую мы и вовсе получаем отказ.

Также важно понимать, что оформление прав на землю, необходимых для прокладки сети, даже при отсутствии проблем с собственниками может занимать почти год.

Надежда Косарева,

президент фонда «Институт экономики города»

По нашему мнению, для оптимизации технологического присоединения регионам следует предоставить больше полномочий. Федеральный законодатель может задать им цель – например, довести сроки подключения к сетям до 90 дней. Кстати, сама цель свидетельствует, что регионы хорошо работают, ведь еще несколько лет назад мы обсуждали, как уменьшить срок технологического присоединения с 365 дней.

Еще одно наше предложение – вернуться к обсуждению основ ценообразования на подключение. Закрепленная в федеральном законодательстве концепция приводит к тому, что, например, в Московской области 99% потребителей не понимают принципы ценообразования, их подключают по индивидуальным тарифам. Так у нас подключается вся страна, кроме самых прозрачных Москвы и Санкт-Петербурга. Дело в том, что федеральное законодательство, с одной стороны, вынуждает сетевиков брать средства на развитие из платы за текущее потребление, а с другой – запрещает значительно повышать тарифы для населения. В такой ситуации они могут взять деньги только из индивидуального тарифа. Эту ситуацию необходимо пересмотреть, изучить разные возможности финансирования инвестпрограмм.

Любовь Цветкова,

председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы

Сегодня и ресурсоснабжающие организации, и федеральные власти, и власти субъектов Федерации активно внедряют процедуры подключения к сетям в электронном виде. Хотелось бы, чтобы через эти сервисы застройщик мог не только подавать заявку и заключать договор, но и в онлайн-режиме отслеживать выполнение работ по подключению его объекта. Пока, оплатив заявку и подав документы, он оказывается в вакууме. Хотелось бы, например, видеть, что подрядчик на исполнение проектных работ выбран и приступил к работам. Или, наоборот, не приступил. Длительность всех этапов должна быть четко прописана. Тогда застройщик мог бы понять, что договор выполняется с задержкой, выяснить, с чем она связана, и попытаться решить проблему.

И пожелание, которое очень важно для застройщиков. Сейчас, если через участок застройщика проходят сети, он за свой счет выносит их со своей территории, безвозмездно передает ресурсоснабжающей организации (РСО), а затем еще компенсирует ей сумму налога на прибыль в размере 25%, который начисляется получателю «подарка». В данном случае нужно инициировать отмену налога. Пока складывается курьезная, но грустная для нас ситуация, когда застройщики приплачивают РСО за то, что она получает от них новые сети взамен старых.

Владимир Воронин,

вице-президент Ассоциации застройщиков Московской области, президент ФСК «Лидер»

РСО являются монополистами, поэтому в случаях, когда они позволяют себе нарушать сроки выполнения обязательств, у застройщиков нет рыночных рычагов воздействия, особенно это заметно в вопросах газификации.

Из личной практики вспоминается случай, как после срыва сроков в Одинцове застройщик вынужден был самостоятельно приобрести дополнительные мощности, для того чтобы снабжать электричеством потребителей построенных домов по временной схеме. Однако ненадежность этой схемы неоднократно приводила к перебоям в электроснабжении жилых домов. Чтобы минимизировать сбои, застройщик в зимний период за свой счет устанавливал дизель-генераторные установки.