Робот в кабине
Произведут ли беспилотные автомобили революцию в индустрии грузоперевозок?Ранним утром 20 октября грузовик Volvo с грузом из 50 000 банок пива прибыл на сортировочную базу в городке Колорадо-Спрингс, штат Колорадо. За предыдущие два часа машина проехала по трассе больше 160 км в режиме автопилота. За движением в кабине присматривал лишь специалист компании – организатора эксперимента, Otto.
Первая в истории перевозка коммерческого груза без водителя – предвестник революции в индустрии, объем которой только в США в 2015 г. составил $726,4 млрд (по данным Американской транспортной ассоциации, АТА). Когда беспилотные автомобили станут стандартом отрасли, кто приведет прорывную технологию в Россию и чем это угрожает профессии дальнобойщика, разбирались «Ведомости&».
Транспортные визионеры
Компания Otto была основана в январе 2016 г. выходцами из Google Лайором Роном и Энтони Левандовски. Предприниматели с самого начала объявили своей миссией создание технологии беспилотных грузоперевозок. Otto не занимается производством автомобилей – автономной системой управления стартап оснащает грузовики других компаний. Система стоимостью $30 000 состоит из двух камер для контроля над курсом, лазерного локатора для воспроизведения 3D-модели окружающей среды, двух сенсоров для считывания координат препятствий и других участников дорожного движения, а также GPS-датчика. Уже в мае Otto запустила тестовые заезды на трассах Сан-Франциско. В августе компанию за $680 млн купил флагман экономики совместного потребления – Uber. Одновременно мобильный сервис Трэвиса Каланика в альянсе со шведским автогигантом Volvo инвестировал $300 млн в проект беспилотного такси – с середины сентября пользователи Uber в Питсбурге могут бесплатно заказывать автомобили без водителя.
Технологические гиганты стремительно делят формирующийся рынок. Google тестирует свою беспилотную систему с 2011 г.: к началу сентября 2016 г. «гугломобили» наездили по дорогам пяти штатов почти 3 млн км. В октябре 2016 г. о планах оснащения всех машин Tesla автопилотом объявил Илон Маск. Изучает беспилотные технологии и корпорация Apple, которая к 2019 г. может выпустить свой электромобиль, сообщало в августе агентство Bloomberg.
В стороне не остаются и автопроизводители с государствами. Toyota в 2014 г. вложила в разработку искусственного интеллекта для управления автомобилем $1 млрд. Volvo при поддержке властей Евросоюза с начала 2010-х обкатывает на трассах Швеции и Германии систему SARTRE: водитель грузовика посредством датчиков City Safety и сигнала WiFi управляет движением целой автоколонны, которая по безопасной траектории копирует маневры «локомотива». Daimler в 2015 г. впервые выпустила на трассу в Неваде свой беспилотный грузовик Freightliner. Министры транспорта стран Евросоюза в апреле 2016 г. приняли Амстердамскую декларацию. Согласно этому документу к 2019 г. во всех 28 государствах ЕС должна была построена единая инфраструктура для беспилотного дорожного движения. Для этого странам ЕС предстоит унифицировать законодательство – например, регламентировать оснащение всех транспортных средств GPS-приемниками, а также определить безопасное расстояние между автомобилями (к примеру, во Франции и Бельгии такой считается дистанция в 50 м, а в Германии – расстояние, которое машины преодолевают за 2 секунды).
Одним из пионеров проекта стала Финляндия. В июне местное Агентство по безопасности на транспорте запустило систему Aurora на заснеженной трассе E8 в Лапландии. Система включает развитие беспилотной технологии управления автотранспортом и инфраструктуры мобильного предупреждения водителей об угрозах на дороге. Тестовые заезды беспилотников на трассе начались осенью 2016 г. Именно Aurora послужила ориентиром для российских разработчиков беспилотных технологий, говорит руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Старовойт.
«Караван» для «Камаза»
«Для нас опыт финских дорожников очень близок. Там зимой стоят сильные морозы и выпадает много снега», – рассказывает Старовойт. В феврале на Международном зимнем конгрессе в Тампере Росавтодор договорился с транспортными властями скандинавской страны о совместном проекте «Караван». В его рамках в 2018 г. на участке федеральной трассы Казань – Набережные Челны должны пройти первые тестовые заезды беспилотного автомобиля, разработанного «Камазом». Финская сторона предоставит для проекта технологии, испытанные в Лапландии, – комплекс программных и технических электронных средств, обеспечивающих беспилотное управление за счет выбора ключевых сценариев дорожной ситуации в режиме реального времени.
Элементы инфраструктуры Aurora схожи с системой Otto. Ноу-хау лапландского проекта – 3D-технологии на основе лазерного сканирования. Этот метод экономнее традиционных способов оперативного анализа состояния дороги и выявления дефектов покрытия, отмечает Старовойт. Часть технологий предоставит и Россия, обещает он: например, выстраивать маршруты для машин будет система «Глонасс».
«Камаз» приступил к разработке беспилотного грузовика в альянсе с российским разработчиком софта Cognitive Technologies еще в 2015 г.. Гендиректор предприятия Сергей Когогин оценивал стоимость научно-исследовательских работ в рамках проекта в 5–6 млрд руб., запуска серийного производства к 2025 г. – в 12 млрд руб. В 2016 г. производитель грузовика также привлек к сотрудничеству «Яндекс». Поисковый гигант в рамках беспилотного проекта поделится с «Камазом» технологиями искусственного интеллекта – машинного обучения, нейронных сетей и компьютерного зрения, сообщала компания. Исследования финансируются и по линии Национальной технической инициативы (НТИ), реализуемой Агентством стратегических инициатив (АСИ).
Один из ее элементов – программа «Высокоскоростные автотранспортные коридоры для беспилотных транспортных средств». На тестовые заезды прототипов беспилотного грузовика «Камаз» на участках платной трассы M11 Москва – Санкт Петербург в 2016–2018 гг. правительство выделит 10 млрд руб., сообщало АСИ.
Для коммерческого сегмента «Камаз» разрабатывает тягачи и самосвалы с функциями интеллектуальной помощи и автономного движения, рассказывал в сентябре 2016 г. главный конструктор по инновационным продуктам предприятия Сергей Назаренков на организованном Росавтодором форуме «Дороги России XXI в.». По его словам, умная система поможет водителю останавливаться перед препятствием и обнаруживать пешехода. «Камаз» уже изготовил и тестирует на полигоне прототип с системой класса «предупреждение»: автомобиль умеет ездить по заданному маршруту с объездом препятствий или в режиме колонны за ведущим транспортным средством – по аналогии с проектом SARTRE. В ноябре начнутся испытания прототипа с активной системой автономного торможения для предотвращения столкновений, пообещал Назаренков. Полностью беспилотный автомобиль будет разработан на следующих стадиях исследований. Представитель транспортного агентства Финляндии Алина Коскела на форуме пригласила «Камаз» к тестированию прототипов на инфраструктуре Aurora.
Когда технология беспилотного управления пройдет испытательный цикл, она станет ключевым звеном международного проекта «Умный Шелковый путь», отмечает Старовойт. Это автомобильный транспортный коридор Европа – Россия – Китай, в строительство и ремонт элементов которого Росавтодор только в 2016 г. инвестировал 42 млрд руб. Весь российский участок «пути» протяженностью 3800 км будет реконструирован к 2019 г., говорит руководитель Росавтодора. Дороги оснастят интеллектуальными транспортными системами по модели Aurora, чтобы осуществлять в том числе и беспилотные грузоперевозки. У «пути» большой коммерческий потенциал: это новая артерия для доставки товаров от Хельсинки до Пекина и Россия – ключевой транзитный узел коридора, говорилось в материалах НТИ.
Бесчеловечные миллионы
К 2020 г. на дорогах всего мира будет ездить уже 10 млн беспилотных автомобилей, прогнозировали в июне аналитики компании BI Intelligence (всего в мире через 3,5 года будет 1,32 млрд автомобилей, ожидают аналитики McKinsey). Эксперты Morgan Stanley предполагали массовое проникновение машин без водителей на рынок в 2026 г. и полную замену «человеческого» автопарка на беспилотный – в перспективе двух десятилетий.
«Наступление машин» неизбежно отразится на профессии дальнобойщиков. «Я уже говорил водителям: через 2–3 года будет перераспределение трудовых ресурсов в этой сфере. Беспилотники войдут в нашу жизнь быстрее, чем в нее вошли мобильные телефоны», – предупреждает Старовойт. Но насколько велика угроза безработицы для российского рынка, эксперты еще не оценивали.
В США, по данным АТА, такого риска пока нет. Дальнобойщики, напротив, остаются дефицитной специальностью – рынку недостает 48 000 профессионалов за рулем, а к 2024 г. потребность в них вырастет до 175 000, прогнозирует АТА (всего в США, по данным министерства труда страны, 1,6 млн человек работает водителями грузовиков). И хотя организация призывает не спешить с системной легализацией беспилотных грузовиков, она признает позитивный эффект от «дегуманизации» транспорта, отмечал в интервью журналу Wired представитель ATA Шон Макнелли.
Так, массовый переход на беспилотники в грузоперевозках способен практически до нуля снизить число ДТП со смертельным исходом, говорил сооснователь Otto Рон: только в США ежегодно в 400 000 аварий с участием грузовиков гибнет около 4000 человек, в 90% случаев причина происшествия – ошибка водителя. Влияет «роботизация» управления и на экологию. Беспилотные автомобили экономнее расходуют топливо, на 20% сокращают вредные выбросы в атмосферу и разгружают трафик в крупных городах, свидетельствовали результаты проекта SARTRE.
Всеми плюсами революции в индустрии грузоперевозок готова воспользоваться и Россия. В разработке технологий беспилотного управления страна не отстает от Запада, уверен Старовойт. «Это новая, общая для нас реальность», – заключает руководитель Росавтодора. &