«Выжать из «железа» максимум»
Как с помощью «Сколково» наладить сбыт в 30 странах и стать поставщиком PanasonicПетербургская компания «Рэйдикс» с помощью гранта «Сколкова» создала софт для систем хранения данных, который продается более чем в 30 странах, и поставляет его Panasonic и российским компаниям с госучастием.
Разрабатывать алгоритмы для оптимизации систем хранения данных (СХД) петербургский математик и IT-предприниматель Андрей Федоров начал еще в 2009 г. в созданной им компании Digital Design. Он задумал написать софт, который позволял бы серверам выдерживать большую нагрузку в пиковые моменты обработки данных и давал бы возможность более эффективно и надежно использовать «железо» – диски, на которых хранится информация.
На тот момент от недостатка мощностей для обработки данных сильнее всего страдали производители фильмов и телепередач. Видеомонтаж требовал высочайшей производительности, и чем больше жестких дисков при этом использовалось, тем больше была вероятность отказа одного или нескольких из них прямо в процессе склейки кадров. Скорость работы моментально падала, риск потери данных был высок. «Когда монтируешь выпуск новостей, например, он должен выйти ровно в 9 и никого не волнует, если у тебя вылетел диск и монтаж теперь занимает не час, а два», – рассказывает генеральный директор «Рэйдикса» Александр Каташов. На этой проблеме и сконцентрировалась молодая компания.
Рынок систем хранения данных
По данным IDC, в I квартале 2016 г. на российский рынок были поставлены внешние системы хранения данных на сумму $90 млн и объемом более 141 петабайт. Почти 90% этого рынка занимают иностранные производители – Hewlett-Packard Enterprise, IBM, Hitachi Data Systems и NetApp, а лидером с долей почти в 30% является EMC (данные IDC за 2015 г.). Летом 2016 г. рынок СХД затормозил из-за принятия пакета законов, требующих хранения больших объемов данных. Несколько российских компаний, в том числе «АРСИЭНТЕК» и «Рэйдикс», заявили о создании решений для СХД, которые полностью удовлетворяют техническим требованиям закона.
В 2011 г. Федоров зарегистрировал ООО «Рэйдикс», в том же году стартап стал резидентом «Сколково» и начал с нуля разрабатывать программное обеспечение (ПО) для СХД в медиаиндустрии. В «Сколково» компанию привлек доступ к бесплатным или льготным сервисам технопарка, а также то, что фонд «Сколково» не претендовал на долю в компании или на интеллектуальную собственность, говорил «Ведомостям» в 2012 г. тогдашний гендиректор «Рэйдикса» Сергей Таратута.
В стартап Федоров вложил собственные деньги – по оценке Каташова, несколько десятков миллионов рублей, – заработанные благодаря двум ранее основанным им IT-компаниям. Программисты, которых Федоров привлек к разработке, использовали технологию помехоустойчивого кодирования и написали софт для медийных СХД, который позволял обрабатывать большие объемы данных с высокой скоростью даже в случае «вылета» нескольких дисков и, кроме того, повышал сохранность информации. «Суть нашего софта именно в том, что он позволяет выжать из «железа» максимум», – объясняет Каташов.
На старте «Рэйдикс» ориентировался на зарубежные рынки: первыми клиентами стали американский медийный вендор Scale Logic Inc. и индийский системный интегратор Byte Scale.
В Россию
Заказчики нашлись и в России – например, студия цветокоррекции производства фильмов Colorkitchen, – но их было мало и объем заказов небольшой, вспоминает Каташов. Тогда бизнесмены решили поискать смежные отрасли для применения продукта.
Усилить активность на российском рынке помог грант «Сколково» в размере 21,2 млн руб., который компания получила в 2012 г. Таратута тогда говорил «Ведомостям», что весь проект оценивается в 60 млн руб. Именно тогда «Рэйдикс» начал разрабатывать другие отраслевые решения – в том числе для суперкомпьютеров, медицины и систем видеонаблюдения. Кроме того, компания стала производить софт для корпоративных клиентов – первым и самым крупным из них в России в 2013 г. стала РЖД, которая сейчас использует 150 систем хранения данных с ПО от «Рэйдикса». Компания также вступила в технологическое партнерство с АО «МЦСТ» для производства СХД-решений на российских процессорах «Эльбрус» с использованием софта «Рэйдикса».
Сейчас у «Рэйдикса» две модели работы – первая направлена на конечного потребителя, которому нужен масштабируемый программно-аппаратный комплекс («железо» + софт). «Например, в регионе реализуется проект по безопасному городу, где есть и камеры видеонаблюдения, и системы хранения данных. И есть интегратор, которому нужно поставить эти системы, которые он уже будет ставить в рамках проекта конечному заказчику», – объясняет Каташов. В этом случае «Рэйдикс» поставляет интегратору комплексное решение по хранению данных, используя «железо» мировых производителей – Intel, Western Digital, Mellanox. Во втором случае «Рэйдикс» поставляет софт компании-вендору, которая использует его как программную компоненту для своих СХД. Такие вендоры-клиенты есть у «Рэйдикса» как за рубежом, так и в России – в их числе компании «Аквариус», Kraftway, Depo, «Булат».
ПО «Рэйдикса» оказалось востребованным на мировом уровне – сейчас компания поддерживает стратегическое партнерство с Intel, Panasonic, Mellanox и другими крупными корпорациями, а ее продукты внедряют в Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, включая Японию и Китай. Помимо головного офиса в Санкт-Петербурге «Рэйдикс» открыл офисы продаж в Москве, Южной Корее и Швейцарии. «От нишевого продукта для медиа мы перешли в нишу зрелого продукта как на профессиональном, так и на корпоративном рынке», – говорит Каташов.
Рынок и перспективы
По данным консалтинговой компании IDC, в 2015 г. объем российского рынка СХД составил $380,9 млн (более 20 млрд руб.). Более 5 млрд из этой суммы – это закупки зарубежных систем государственными структурами, рассказывает исполнительный директор IT-кластера «Сколково» Игорь Богачев. «Если решения «Рэйдикса» заменят 50% импортной продукции в этом сегменте, государство получит только прямую экономию до 1 млрд руб.», – говорит Богачев. Сейчас госорганы и компании с государственным участием могут закупать импортный софт, только если у него нет российских аналогов. ПО «Рэйдикса» уже есть в реестре отечественного ПО.
В прошлом году российский рынок СХД уменьшился на 32,6% по сравнению с 2014 г., но потребности в хранении и обработке больших массивов данных среди бизнеса растут и производители отечественного ПО укрепляют свои позиции, говорит технический директор компании – разработчика компьютерной техники и IT-решений «Аквариус» Александр Буравлев, который сотрудничает с «Рэйдиксом» с 2014 г. По его словам, в отличие от большинства российских компаний, которые адаптируют свободный софт в крупных проектах под нужды заказчика, «Рэйдикс», во-первых, разработал собственный уникальный код для СХД, а во-вторых, производит законченный продукт, готовый для универсального применения. «Чтобы создать такой продукт, нужны серьезные инвестиции в виде непосредственного кодинга, но и этого мало – нужно отчетливо представлять себе результат, а для этого нужны массовое количество инсталляций и обратная связь от заказчиков. Это накапливается очень долго», – отмечает Буравлев, называя технологическое партнерство своей компании с «Рэйдиксом» «полезным и плодотворным».
«Рэйдикс» активно сотрудничает с компаниями с госучастием. Например, «Ростелеком», который ежегодно закупает СХД на несколько сотен миллионов рублей, в апреле 2016 г. стал акционером «Рэйдикса», вложив в него 100 млн руб. через свой венчурный фонд «Коммит кэпитал» в обмен на 30%-ную долю в компании (остальные 70% принадлежат основателю Андрею Федорову). Благодаря этой сделке госкорпорация сможет получить «наиболее передовые решения в области СХД», а также диверсифицировать традиционный пул вендоров и оптимизировать капитальные расходы, сообщил представитель «Ростелекома». Сколько составит экономия, станет ясно через 3–5 лет, по мере завершения разработок и внедрения продуктов. При этом «Ростелеком» не будет полностью отказываться от альтернативных решений по СХД.
«Рэйдикс» в цифрах
Более чем в 30 странах продается продукция «Рэйдикса»
5 патентов зарегистрировал «Рэйдикс» на разработанные алгоритмы в России и США
100 млн руб. вложил в компанию «Ростелеком» в обмен на 30% акций в апреле 2016 г.
Источники: данные компании, IDC
2 июня на международной конференции Startup Village 2016 в «Сколково» «Рэйдикс» подписал соглашение о технологическом сотрудничестве с Panasonic: японская корпорация будет использовать софт от «Рэйдикса» в качестве программной платформы для систем хранения «холодных» данных – так называют файлы, к которым в информационной системе редко обращаются, но которые очень ценны и которые надо гарантированно сохранить на долгое время, например архивы. По словам Каташова, сейчас «Рэйдикс» дорабатывает софт, который будет поддерживать аппаратные платформы Panasonic, и собирается выпустить его до конца года. Panasonic профинансирует эту доработку и впоследствии будет выплачивать «Рэйдиксу» лицензионные отчисления за использование российского ПО.
Представитель Panasonic подтвердил факт сотрудничества с «Рэйдиксом»: «Создаваемый продукт не имеет российских аналогов, поскольку обеспечивает надежное хранение как «горячих», так и «холодных» данных на беспрецедентный срок – до 100 лет». У российского разработчика, объясняет представитель Panasonic, уже есть готовое решение для хранения «горячих» данных, которое вместе с системой хранения «холодных» от Panasonic позволит создать единое гибридное хранилище под управлением российского софта. Размер проекта, по его словам, – 50 млн руб., в финансировании участвуют Panasonic, фонд «Сколково» и «Рэйдикс» (в каких долях, представитель Panasonic не сообщает). Объем продаж только в России может составить более 1 млрд руб. за три года.
«Глобальная цель проекта – чтобы во всем мире каждое устройство хранения от Panasonic продавалось вместе с ПО от «Рэйдикса», – говорит Каташов. «Очевидно, что в ближайшей перспективе большинство пользователей будет заинтересовано именно в гибридных системах, с требованиями оперативного хранилища максимальной производительности и вычисления на мощных суперкомпьютерах <...> Мы планируем, что ПО «Рэйдикса» будет стоить дешевле и позволит сократить затраты на ПО до 30%, что также может оказать существенное влияние в пользу «Рэйдикса», – рассказал представитель японской компании.&