Чем тело Ленина отличается от мощей святых
И понимает ли Владимир Путин разницуЛенина положили в Мавзолей – чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан?
Один из комментаторов в Facebook, человек солидный и вовсе не сторонник Владимира Путина, одобрил версию, что высказывание главного кандидата в президенты России о коммунистах носит уничижительный характер: дескать, вот бесплодные люди, ничего нового не создали. Комментатору кажется, будто труп коммуниста Ульянова Путин сравнивает с нетленными останками святых в том же контексте.
Про коммунистов ничего хорошего сказать не могу, но от сравнения тела Ленина, человека, лично требовавшего расстрелов и, кажется, не раскаявшегося в этом (свидетельств не знаю), с мощами святых угодников не оторопеть не могу. И это не на бегу брошенная фраза, которую кандидат Путин мог бы неудачно сформулировать, а цитата из фильма, продукта, долгого в производстве и поддающегося корректировке, если что вышло неясно. Как следует согласованная то есть цитата.
Мощи святых – символ нетления, не по природе, не по естеству; они символ воскресения и вечной жизни, той, которая со Христом: «Бог идеже хощет побеждается естества чин». Прежде чем стать мощами, тело отошедшего ко Господу праведника покоится в земле, но не разлагается там и не смердит, а сохраняется и иногда даже благоухает. К мощам прикладываются, т. е. целуют их, мощи подают помощь, на них совершаются чудеса.
За телом Ленина – ничего; наверное, можно было бы назвать его символом насилия и лжи. Приложиться к нему, думаю, и в голову не придет даже самому яростному коммунисту. Это труп и одновременно продукт серьезных и весьма дорогих физико-химических усилий, жалко только, что их практическое применение невозможно. Едва ли кому-то из нынешних политических лидеров захочется подвергнуться такого рода «нетлению». Никогда погребен Ленин не был, и тут надо, наверное, ему посмертно посочувствовать.
Ясно, что ничего общего у этих сущностей нет.
Почему же кандидат Путин допустил такое высказывание? Если он лично не видит разницы между телом Ленина и святыми мощами – это просто прискорбно и свидетельствует, как мне кажется, минимум о недостатке сведений по христианским вопросам.
Если же кандидат Путин делает это сравнение, вполне понимая, что сравнивать нельзя, – совсем плохо: зачем конъюнктурные высказывания, нелогичность которых очевидна, нужны политику с такой немыслимой популярностью?
Дело, по-моему, не в популярности, а в намеренной, типично большевистской подмене понятий. Если предать земле Ленина, придется, предположу я, предавать земле и советскую власть, символически конечно. А советская власть для Владимира Путина – основа его мощи (омонимично получилось): геополитической, военной, автократической, политической. Пользуясь ее ленинскими принципами пренебрежения правдой и логикой, можно представлять гражданам страну – окруженной врагами, а ее лидера – единственно возможным и всеобщим.
Если с чьими останками и сравнивать мощи святых, то с миллионами погибших от большевистских репрессий, с невинными жертвами режима. (По-моему, это даже не кощунство, тем более что среди них есть и канонизированные святые.) Не с кодексом строителя коммунизма, якобы усвоившим что-то христианское (почитайте, это не так), а с лагерями, ссылками, голодом и бесплатным изнурительным трудом подавляющего большинства граждан – вот с чем должна ассоциироваться советская власть.
Тело Ленина, надо напомнить, уже удостаивалось названия мощей – если верить легенде, патриарх Московский, св. Тихон, узнав, что деревянный еще мавзолей затопили кремлевские нечистоты, заметил: по мощам и елей!