Кто контролирует данные клиентов
Британская инициатива Open Banking может стать прототипом нового подхода к антимонопольному регулированию – и не только в банковской сфереКонтроль за данными, по сути, переходит от банков к их клиентам. Это наносит огромный удар по монопольному положению крупнейших финансовых институтов
Доминирование небольшого количества крупных банков может быть серьезной проблемой для всей финансовой системы страны. Монополизация столь важного сектора чревата серьезным снижением конкуренции, которое может негативно отразиться и на качестве финансовых услуг, доступных населению, и на доступности кредитов для бизнеса. При этом проблема высокой концентрации банковской системы в России отнюдь не уникальна – подобные проблемы испытывает, например, Великобритания, где на пять крупнейших банков приходится порядка 80% всех клиентов. Так что не случайно, что именно в Великобритании родилась крайне важная инициатива, направленная на увеличение конкуренции в банковском секторе. Она может оказаться важной вехой в антимонопольном регулировании не только банков, но и многих других компаний.
Одно из важнейших конкурентных преимуществ крупных банков – богатейшая информация о клиентах. Данные о том, сколько и на что человек тратит, какие кредиты берет, в какие финансовые продукты вкладывается, – это Клондайк для тех, кто умеет их правильно анализировать. Они дают возможность делать гораздо более точные оценки кредитных рисков клиента и предлагать клиентам необходимые им или даже кастомизированные под них финансовые продукты.
Проблема с точки зрения конкуренции состоит в том, что по факту права на эти данные принадлежат не клиенту, а банку, клиент не может взять с собой информацию о себе самом и перейти с ней в банк-конкурент или какую-то другую финансовую компанию. Такая система дает значительные преимущества крупным и устоявшимся банкам, создавая существенные барьеры для входа новых игроков и тем самым ограничивая конкуренцию.
Именно на борьбу с такой информационной рентой крупнейших банков направлена директива Open Banking в Великобритании и ее аналог PSD2 в Европе. Суть их заключается в том, что банки обязывают по запросу клиента предоставлять другим организациям практически любую информацию, связанную с его, клиента, активностью. В британской версии прописан еще и единый формат предоставления подобных данных через API, что позволяет избежать войны стандартов, которая, похоже, уже начинает разворачиваться в Европе.
Благодаря этой инициативе контроль за данными, по сути, переходит от банков к их клиентам. Это радикально меняет расстановку сил и наносит огромный удар по монопольному положению крупнейших финансовых институтов. Теперь и их более мелкие конкуренты, и небанковские финансовые организации могут в полной мере использовать все данные клиентов, чтобы предложить им либо те же самые услуги в более удобной и дешевой форме, либо услуги совершенно новые. Так, например, ожидается, что эти изменения нанесут серьезный удар по всем платежным системам, так как прямой доступ к данным клиентов делает услуги посредников менее ценными. Скорее всего появятся специальные приложения, которые позволят людям гораздо лучше управлять своими деньгами, отслеживать все свои расходы и доходы не только в одном конкретном банке, но и во всех финансовых организациях, услугами которых они пользуются.
При этом сам подход к борьбе с монополизацией, который основан на принудительном обмене информацией, а не на принудительном разделе компаний или на жестком ограничении размеров отдельных фирм, может оказаться применим не только к банкам, но и ко всем компаниям, конкурентные преимущества которых основываются на монопольном доступе к информации о своих клиентах. Прежде всего речь идет о таких технологических гигантах, как Facebook, Google или Amazon. Данные о клиентах дают им возможность зарабатывать гигантские деньги на таргетированной рекламе и рекомендательных системах. Подходы к регулированию этих компаний еще только вырабатываются, и Open Banking может стать прототипом нового подхода к антимонопольному регулированию в XXI в., где данные становятся ключевым конкурентным преимуществом.
Автор — ректор Российской экономической школы