Системная проблема холодильника
Понимание трудностей россиянами постепенно сдвигается от простой констатации отсутствия денег в кошельке к осознанию фундаментальных проблем отечественной экономикиЭкономические проблемы уже много лет лидируют в списке самых острых для граждан проблем страны
По данным Росстата, в 2018 г. реальные доходы жителей России увеличились на символические 0,1% – это если не учитывать выплаты пенсионерам 5000 руб. в январе 2017 г., в предыдущей версии оценки они выросли на 0,3%, а с учетом тех 5000 руб. – сократились на 0,2%. Ежемесячный доклад Росстата с январскими показателями сначала вышел без данных о реальных доходах населения вообще, потом был дополнен признанием, что они упали, и не совсем символически – на 1,3% в годовом выражении. Не то за невысокие темпы падения, не то за практически нулевой рост доходов в 2018 г. отвечают, по оценкам экспертов, предвыборный скачок зарплаты бюджетников, увеличение МРОТа и валоризация пенсий. В 2019 г. ту же роль могут сыграть обещанная индексация пенсий и, робко предположу, исполнение прочих благопожеланий из президентского послания о раздаче денег зависимым от бюджета гражданам. Частных источников повышения реальных доходов не просматривается: доходы от предпринимательской деятельности составили рекордно низкую долю от всех доходов россиян – 7,5%, зарплаты в бизнесе не растут, с теневой же экономикой, т. е. мелким предпринимательством активных граждан, активно борются.
В субъективных оценках большинства живущих в стране людей положение выглядит куда более угнетающим, чем в данных статистики. Декабрьский опрос «Левады» показывает, что 57% респондентов ожидают в 2019 г. ни больше ни меньше как экономического кризиса – чего, кажется, не ждет никто из экономистов-экспертов. И это второй по популярности негативный прогноз в списке (первый – «громкие коррупционные скандалы и отставки министров», которые предвидят целых 62% опрошенных). Экономические проблемы уже много лет лидируют в списке самых острых для граждан проблем страны: 1-е место в списке ежегодного опроса «Левады» на эту тему традиционно держит рост цен (в феврале 2019 г. эта проблема беспокоила 62% ответивших), 2-е – бедность и обнищание (44%), не сдававшие этой позиции даже в годы экономического роста. А вот на 3-е место впервые с 2013 г. вырвалась системная проблема – коррупция и взяточничество (39%), обогнав безработицу (36%). Беспокойство по поводу коррупции заметно выросло, превысив докрымские значения: 39% в 2013 г. и всего 31% в 2011-м, в то время как в 2015 г. она остро волновала лишь 21% опрошенных.
Коррупция не единственная проблема, отошедшая на задний план на фоне внешнеполитических «успехов», теперь обернувшихся экономическим провалом, и по которой сейчас показатели беспокойства вернулись к докрымскому уровню или даже превысили его. В этом списке экономическое неравенство (оно беспокоило 35% в 2013 г., 24% в 2015 г. – и 34% теперь), недоступность медицинского обслуживания (28% в 2013 г., 19% в 2015 г. и 28% в 2019 г.), экология (16% в 2013 г., 9% в 2015 г. и 19% в 2019 г.), произвол чиновников (16% в 2013 г., 8% в 2015 г. и 15% в 2019 г.), невозможность добиться правды в суде (8% в 2013 г., 4% в 2015 г. и 13% в 2019 г.). Другими словами, это проблемы, впрямую связанные с деградацией госуправления и институтов госвласти. Даже в тех случаях, когда проблема беспокоит отнюдь не большинство людей, те, кого она таки беспокоит, больше не склонны прощать ее наличие в обмен на «Крымнаш» и пропагандистское бряцание оружием.
Совсем другие тенденции демонстрируют козырные проблемы госпропаганды. Кризис морали и нравственности, теракты, национализм – все это либо меньше беспокоит людей, чем в докрымскую эпоху, либо беспокоит так же, как и прежде. Мы не знаем, была ли бы картина столь однозначной, если бы угроза войны, военные расходы и внешнеполитические материи были включены в карточку опроса, – в те времена, в нулевые годы, когда его начали проводить, социологам, видимо, и в голову не пришло, что подобные опасения могут оказаться сколько-нибудь массовыми, и, вероятно, на тот момент они были правы. Так или иначе, трудно сказать, побеждает ли холодильник телевизор в глазах людей, но видно, что понимание проблем с холодильником постепенно сдвигается от простой констатации отсутствия денег к осознанию системных проблем, негативно отражающихся на состоянии кошельков граждан. Поможет ли развернуть этот процесс раздача весьма ограниченных ныне бюджетных средств – на фоне одновременного роста поборов, налогов и платежей с населения? Узнаем, когда начнется процесс исполнения намеченного.
Автор – социолог, доцент Высшей школы экономики, Санкт-Петербург